Как пишет "Коммерсант", отзыв аудиторов о ходе восстановления трудно назвать лестным: эксперты палаты критикуют власти Южной Осетии за нечеткость механизма компенсации пострадавшим.
"Нормативно не определена степень частичной утраты имущества, что создает условия для злоупотреблений и вызывает социальную напряженность при оформлении выплат", - говорится в заявлении Счетной палаты.
Серьезную критику Счетной палаты вызвали и темпы восстановительных работ, финансируемых российскими налогоплательщиками. "Из 111 объектов, подлежащих восстановлению в 2008 году, на 18 ноября работы осуществляются на 73 объектах. На восьми объектах работы завершены, однако комиссия по приемке уже выполненных работ не создана", - негодуют они.
Кроме того, "расчеты между правительством Республики Южная Осетия и генподрядчиками на момент проверки не осуществлялись". При этом, по данным Счетной палаты, деньги у Цхинвали есть: "На момент проверки Южной Осетией получено 550 млн рублей, из которых 500 млн не использовано".
Поездка группы аудиторов Счетной палаты в Южную Осетию происходила в ноябре, тогда же был подготовлен и отчет.
В Южной Осетии претензии Счетной палаты отвергают. Прежде всего это касается вопроса об отсутствии нормативного определения частичного ущерба, которое, по мнению Счетной палаты, дает простор для махинаций.
Как заявил первый зампред правительства Южной Осетии Хасан Плиев, в Минрегионе "есть четкие и понятные представления о конкретной степени ущерба по каждому объекту".
По словам вице-премьера, при городской администрации Цхинвали создана специальная комиссия по определению полного и частичного ущерба. На выплаты предусмотрено более 450 млн рублей.
Не согласны в Цхинвали и с оценками темпов восстановления. "Данные Счетной палаты устарели. Объектов уже 422, в том числе 265 квартир. На сегодня принят пока один объект - Гуфтинская средняя школа. Еще 45 объектов не вызывают никаких вопросов и скоро будут приняты, - утверждает Хасан Плиев. - Ко многим объектам есть претензии по качеству, и это видел в ходе своего визита глава Минрегиона Виктор Басаргин".
Хасан Плиев отверг претензии Счетной палаты к отсутствию расчетов с подрядчиками. "Расчеты осуществлялись. Уже подписаны платежные поручения более чем на 1 млрд руб., поручения еще на 400 млн руб. будут подписаны до нового года. В случаях, когда деньги не были выплачены, ответственность несут подрядчики по несвоевременному предоставлению смет", - говорит вице-премьер Южной Осетии.
Власти Южной Осетии получили сигнал - ими недовольны
Между тем, по информации издания, публикация результатов ноябрьской проверки Счетной палаты в конце декабря была воспринята руководством Южной Осетии как явный сигнал Москвы руководству республики, что им не очень довольны.
Причины для недовольства у Москвы действительно есть: назначенный по протекции России премьер Южной Осетии Аслан Булацев уже написал заявление об уходе с работы. А значит, Москва в очередной раз лишается своего назначенца, направленного в Цхинвали для контроля над расходованием бюджетных траншей.
Ноябрьские выводы Счетной палаты и сейчас подтверждают некоторые ключевые подрядчики, утверждающие, что денег от правительства Южной Осетии за выполненные работы не видели до сих пор.
"Мы работаем там с 12 августа, и за это время ни одной претензии по качеству работ нам не предъявлялось. Эти месяцы мы работаем за свои деньги и за счет кредитов, - заявил газете начальник управления информации "Спецстроя России" Валерий Буканович. - От заказчика в лице Минрегионразвития мы до сих пор не получили ни копейки. Мы надеемся, что в ближайшее время вопрос будет урегулирован, потому что надо погашать кредиты".