"Могу сказать, что сегодня определенные прогрузинские силы пытаются дискредитировать Южную Осетию и ее руководство в глазах России и россиян. Этим силам не нравится, что республика восстанавливается и развивается", - сказал он "Интерфаксу" в пятницу.
"В руководстве Южной Осетии абсолютная консолидация, и распространяемые слухи о каком-то разброде являются ложью", - подчеркнул он. "Мы работаем и наводим порядок в нашей республике", - отметил Кокойты.
- Кокойты избавился от министра финансов через неделю после его назначения
- Экс-премьер ЮО: Кокойты фактически совершил узурпацию власти
"Также является ложью распространяемая информация о том, что кому-то из ранее работавших в Южной Осетии сейчас запрещен въезд в республику. Не может быть никакого запрета для лиц, много сделавших для Южной Осетии. Эти утверждения просто абсурдны", - заявил Кокойты.
Напомним, на днях грузинские СМИ сообщили, что у бывшего секретаря Совета безопасности этой республики Анатолия Баранкевича, еще в августе участвовавшего в войне против Грузии, резко испортились отношения с президентом Эдуардом Кокойты. Противостояние дошло до того, что Баранкевич угрожает Кокойты компроматом. В частности, по их данным, Баранкевич планирует рассказать, где прятался Кокойты в период августовской войны и кто присвоил российскую финансовую помощь".
Однако официальные источники в Цхинвали, а также сам Баранкевич всячески стремились избежать этой темы. Но в итоге информация, достоверность которой ставилась под сомнение, оказалась правдой. "Компромат" был опубликован в пятницу в газете "Коммерсант".
Баранкевич рассказал, что в августе, во время боев за Цхинвали, Кокойты скрывался в Джаве, а после окончания войны препятствовал восстановлению республики. Также он заявил, что гуманитарную помощь для Южной Осетии разворовывают.
Кокойты избавился от министра финансов через неделю после его назначения
"Коммерсант" в другой статье в пятницу приводит слова бывшего премьера Южной Осетии Юрия Морозова, считающего, что Кокойты пытается вывести финансовые потоки, идущие в республику, из-под контроля Москвы и переключить управление ими на себя. Он даже предупреждает, что в республике зреет социальный взрыв.
В четверг стало известно об увольнении министра финансов Южной Осетии Алексея Пантелеева, пишет издание. На новой должности он проработал всего неделю. Эта отставка совпала с заявлением президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, обвинившего российских подрядчиков в фактическом срыве восстановительных работ в республике.
Тем же указом Кокойты на должность главы минфина назначен Инал Пухаев, замначальника отдела мониторинга эффективности бюджетных расходов минфина Республики Северная Осетия-Алания. Пантелеев покинул республику в тот же день.
О том, что стало причиной столь спешной отставки, в Южной Осетии не говорит никто. Глава администрации президента Александр Большаков на вопрос газеты ответил резко: "Я такие вещи комментировать не буду, потому что это полномочия президента. Но могу сказать, что ссылка на условия - это чушь собачья! Президентом созданы все необходимые условия для продуктивной работы. Конечно, республика не так давно из войны вышла, но все необходимое для работы здесь есть - было бы желание".
Экс-премьер ЮО: Кокойты фактически совершил узурпацию власти
Вместо Пантелеева, который был недоступен для комментариев, "Коммерсант" связался с бывшим премьером Южной Осетии Юрием Морозовым, уволенным "по собственному желанию" в конце августа после конфликта с президентом Кокойты. По словам Морозова, Алексея Пантелеева могла не устроить система управления в Южной Осетии.
"До войны, пока я возглавлял правительство, все финансовые потоки аккумулировались в руках главы правительства, - рассказал он. - Это вызывало раздражение президента, и он все время пытался замкнуть решение таких вопросов на себе. Но из Москвы ему давали понять, что должность премьера, назначаемого Москвой, существует для прозрачности финансовых потоков. Однако после войны ситуация изменилась. Президент Кокойты создал президиум правительства - как в России. Однако в отличие от России возглавляет этот президиум не премьер, а сам президент".
"Таким образом, все финансовые решения сейчас сосредоточены в руках Кокойты, - заключает Морозов. - Произошла узурпация власти. Думаю, Пантелеев понял всю нелепость такой ситуации, когда президент может принять любое решение, например купить самолет, а министр финансов должен поставить свою подпись, а потом за это отвечать. Никто не хочет быть крайним".
Как пишет газета, новая система управления в Южной Осетии уже привела к ряду скандальных ситуаций. Одна из них связана с невыплатой долгов подрядчикам, ведущим строительные работы в республике. Правительство отказалось погашать выставленные ими счета, считая их "завышенными". То, что конфликт со строительными организациями существует, подтвердил и сам Кокойты, обвинив подрядчиков в шантаже накануне зимы.
По словам Морозова, Южную Осетию, похоже, ждет и другой скандал, связанный с нецелевым расходованием бюджетных средств. "Я слышал, что после войны туда пришли большие транши и что они пропали, - рассказал он. - Однако я уже тогда не работал и подтвердить это не могу. Зато я могу подтвердить, что перед войной мы получили очередной транш из Москвы, успели выдать зарплату людям. Когда началась война, в национальном банке Южной Осетии оставались от этого транша около 100 миллионов рублей. Эти деньги исчезли. Я знаю, что у нового премьера по этому поводу появились вопросы, из-за этого у них с Кокойты и случился конфликт".