Кроме того, за последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу, увеличилось с 30,4% до 35,5%, передает ТАСС со ссылкой на исследование Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС.
Рост теневой занятости авторы исследования связывают с увеличением числа тех, кто ищет неофициальный дополнительный заработок. В разгар экономического кризиса (2015-2016 годы) снижение экономической активности граждан в официальной экономике сопровождалось небольшим падением некриминального "теневого" рынка, но уже начиная с 2016 года социологические замеры отмечают оживление "теневого" сектора.
"По данным исследования 2017 года, доля граждан, вовлеченных с различной интенсивностью в некриминальный "теневой" рынок труда, в течение последнего года составляет 44,8% от общего количества занятого населения. Это примерно 33 млн работников, которые в течение одного года имели неоформленную работу (доходное занятие) или получали зарплату "в конверте", - пишут эксперты Центра политического мониторинга.
Авторы мониторинга констатируют, что в современной нестабильной экономической ситуации наблюдается тренд на расширение вовлеченности граждан в "теневую" занятость. Наиболее заметно этот процесс происходит за счет работников, занятых дополнительной, временной работой.
"Судя по данным опроса, органам государственного управления не удается стимулировать работающих граждан выйти из "тени". Предлагаемые меры, в частности принятие закона о самозанятых или расширение безналичной формы расчета, не принесли должного эффекта", - отмечают эксперты.
Закон о самозанятых охватывает лишь небольшую аудиторию самозанятых, а сами граждане, по мнению социологов, не стремятся выходить "из тени", поскольку не знают, что ожидать от госорганов дальше. В июле председатель Счетной палаты Татьяна Голикова в ходе слушаний в Госдуме говорила, что в рамках налоговых каникул в ФНС в первом полугодии зарегистрировались 213 самозанятых.
Опрос проводился центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС с 15 по 23 июня 2017 года. В исследовании приняли участие 1,6 тыс. человек занятого населения в возрасте 18 лет и старше в 35 субъектах РФ по выборке, репрезентирующей работников основных видов экономической деятельности. Опрос проводился методом личного интервью по месту работы или жительства респондентов.