Зависимость российской экономики от цен на нефть, от рынков сбыта сырья, от мировой банковской системы и от импорта в случае введения нового пакета санкций грозит серьезными осложнениями, пишет в журнале The New Times экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко
Global Look Press
Российская экономика вступает в новый этап своего развития, аналогов которому найти в нашей 20-летней истории пока нельзя. Главными составляющими этой новой реальности являются повышающаяся инфляция и слабеющий рубль.

Население чувствует, что эскалация ситуации на востоке Украины чревата ужесточением экономических санкций против России. Зависимость российской экономики от цен на нефть, от рынков сбыта сырья, от мировой банковской системы и от импорта в случае введения нового пакета санкций грозит серьезными осложнениями, пишет в журнале The New Times экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко, решивший рассказать россиянам о том, как защитить их сбережения от санкций против России.

Под сбережениями эксперт предлагает понимать долгосрочные накопления, рассчитанные на много лет, основной задачей которых является формирование необходимого для каждого человека, задумывающегося о будущем, страхового запаса, "подушки безопасности".

Любые сбережения на банковских депозитах, то есть приносящие процентный доход, по его словам, существенно лучше, чем сбережения в стеклянных или металлических банках или под матрацем. Даже если проценты по вкладу кажутся вам незначительными, это лучше, чем если их нет вообще. Максимум потерь ограничен процентами за последний период. Поэтому, выбирая банковский вклад, при прочих равных условиях выбирать следует тот, по которому проценты начисляются и добавляются к сумме вклада чаще.

Кроме того, следует признать: рубль уже почти три года последовательно слабеет. В долгосрочной перспективе эта ситуация может измениться либо вследствие резкого повышения нефтяных цен, либо вследствие резкого повышения конкурентоспособности российской экономики. Ни то, ни другое пока не кажется реальным.

Поэтому на ближайшие 3-5 лет правильнее исходить из того, что рубль будет слабеть. Это не означает, что это будет происходить в ежедневном режиме: в какие-то моменты курс рубля может идти вверх, но угадывать эти флуктуации невозможно. А для непрофессионала пытаться зарабатывать на движении курсов валют - лучший способ потерять свои сбережения.

Наличие постоянной девальвации заставляет по-иному смотреть на сравнительную выгодность рублевых и валютных депозитов, продолжает эксперт. Так, если (по данным Банка России) средняя ставка по депозитам в российских банках в долларах США составляет чуть менее 3% и если вы считаете, что рубль будет терять ежегодно 10% своей стоимости, то равновыгодная ставка по рублевым депозитам - в районе 13%.

Наконец, советует Сергей Алексашенко, играть с экзотическими для российской жизни валютами (швейцарский франк, японская иена, английский фунт) слишком рискованно. Однако, выбрав рубль, не следует забывать об инфляции. Поэтому, оформляя депозит на два-три года, нужно искать процентную ставку, которая заметно выше текущего уровня инфляции.

"Если вы одинаково верите в устойчивость рубля, доллара и евро и мучаете себя вопросом, как поделить сбережения между ними, то совет может быть только один: примите любое решение (треть-треть-треть, 30-30-40, 40-40-20 или любое другое) и уже не меняйте его. Ну хотя бы года два," - завершает свою консультацию эксперт.

Напомним, Сергей Алексашенко в настоящее время - директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ и приглашенный исследователь Georgetown University в Вашингтоне. В 1990 году он работал в комиссии по экономической реформе Совета министров СССР. В мае 1993 года был назначен заместителем министра финансов. После отставки возглавлял Российскую ассоциацию валютных бирж. 25 декабря 1995 года назначен первым зампредом Центробанка; в отставку ушел в сентябре 1998 года - вскоре после дефолта.

После этого Алексашенко работал в ряде бизнес-структур, включая "Интеррос" и российское отделение банка Merrill Lynch. С декабря 2008 года - директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ, член научного совета московского Центра Карнеги. Вместе с председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой и судьей Конституционного суда в отставке Тамарой Морщаковой создал Независимый совет по правам человека. Он уехал из России в октябре прошлого года.