Основными драйверами экономики в условиях прекращения роста цен на нефть станут конкурентоспособность несырьевой продукции, инвестиционная активность предприятий и человеческий капитал, пишет газета "Ведомости".
Чтобы эти факторы заработали, необходимы сокращение ценового давления монополий с последующей частичной демонополизацией этого сектора, упрощение госрегулирования бизнеса, гибкий рынок труда, пересмотр практики антимонопольного регулирования, поддержка несырьевого экспорта.
В России экономический рост минувших 13 лет только усилил отставание в качестве госуправления, оно соответствует уровню стран, где ВВП на душу населения вчетверо ниже, считает Минэкономразвития. Из-за давления регуляторов малый и средний бизнес уходит в тень, занятость растет только в государственном и теневом секторах.
Документ содержит несколько способов экономии бюджетных средств - за счет развития накопительной пенсионной системы, повышения эффективности бюджетных расходов, сокращения штатов и госимущества.
Кроме того, МЭР предлагает ограничить полномочия ФАС - в частности, исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства, за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах, и запретить внезапные внеплановые проверки без судебной санкции.
ФАС России, имея крупнейший в мире штат и почти самый маленький бюджет, заводит слишком много дел, которые рассматривает слишком быстро и крайне формально, указывается в концепции.
Концепция, несмотря на недовольство Минфина, также предусматривает кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств ФНБ.
Летом 2013 года Минэкономразвития представил другой план поддержки экономики. Он предполагал, в основном, разные формы бюджетной и кредитной поддержки: продление льгот по страховым взносам малому бизнесу, расширение его доступа к госзаказу, кредитование малых и средних предприятий за счет средств ФНБ, использование средств этого же фонда на инфраструктурные проекты, ограничение роста тарифов естественных монополий, субсидирование автопрома, а также деофшоризация бизнеса и совершенствование "дорожных карт" по упрощению госрегулирования.
Часть этих мер уже исполнена, но пока они не помогли. "Ускорения не видим", - признал помощник президента Андрей Белоусов.