Однако, по мнению экспертов, серьезных проблем у компании возникнуть не должно. Претензии таможенников и налоговиков носят скорее технический характер. По одной из версий, госслужбы просто демонстрируют, что они ведут активную работу.
Завод ФМК выпускает 60 тыс автомобилей в год. Согласно соглашению, заключенному в 1999 году, "Форд-Всеволожск" имеет право беспошлинно импортировать автокомпоненты для сборки Ford Focus, а также беспошлинно вывозить автомобили с территории завода, который считается свободным таможенным складом. Взамен Ford должен к 2007 году довести локализацию производства на заводе до 50%, при этом в 2006 году она должна была достигнуть 40%. Между тем вопрос о проблемах локализации производства Ford в России обсуждается уже давно.
Проблемы с таможней
Таможенные органы обвинили завод концерна Ford во Всеволожске в несоблюдении условий инвестсоглашения с Минэкономразвития и лишили его льгот по импорту автокомпонентов.
Согласно соглашению в 2006 году завод должен был довести локализацию производства на заводе "Форд-Всеволожск" до 40%. Как считают в "Форд" это условие было выполнено, однако из-за изменений бюрократической схемы доказательства этой локализации вовремя предоставить все документы, доказывающие выполнение этого условия, компания не успела.
Поэтому в понедельник пресс-служба Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) сообщила, что с 16 июня оформляет автомобили производства "Форд-Всеволожск" без таможенных льгот, в результате чего предприятие уже было вынуждено на неделю остановить конвейер, недособрав 1,5 тысячи автомобилей.
Кроме того, с 16 июня таможня начислила ФМК задолженность в размере около 400 млн рублей. Компания решила не останавливать дольше конвейер и действовать по закону - часть обязательств в размере 124 млн рублей уже выплачено, оставшаяся часть будет оплачена до конца этой недели.
В будущем компания надеется, что ей удастся доказать свою правоту и вернуть выплаченные деньги. Будет ли это сделано по устной договоренности или через суд, пока неизвестно.
Как пишет "Коммерсант", ФМК ежегодно спорит с Минпромэнерго о том, как оценивать уровень локализации, которая, согласно режиму таможенного склада, рассчитывается исходя из себестоимости выпуска автомобилей. В итоге в расчет попадают затраты ФМК на зарплату сотрудникам, энергоносители, аренду земли.
С одной стороны, нынешний конфликт таможни с ФМК можно объяснить желанием продемонстрировать всем иностранцам, планирующим начать автомобильную сборку в России, что за соблюдением правил будут следить очень внимательно.
Существует и другое объяснение происходящего. По информации газеты "Коммерсант", в ближайшее время в региональном таможенном управлении ожидают проверку Счетной палаты, и таможенники, опасаясь претензий, хотят привести всю свою работу в жесткое соответствие с нормативными документами - продемонстрировать неукоснительное соблюдение законов и должностных инструкций.
Проблемы с налоговиками
Той же причиной эксперты объясняют и судебное разбирательство налоговых органов с ФМК. Как сообщает газета "Ведомости", налоговики требуют от компании доплатить 139 млн рублей налога на прибыль за 2004 год.
ФМК получила от правительства Ленинградской области льготы по региональной части налога на прибыль еще в 1999 году. Основанием для них служил принятый закон, позволявший снижать ставку налога на ее "приведенную", то есть полученную от производства в области, часть. В 2004 году областная прокуратура оспорила этот закон в суде, и в 2005 году льготы были отменены.
В налоговой службе решили, что раз льготы были отменены, то можно взыскать с компании деньги за те четыре года, что они действовали. В ФМК полагают, что "закон обратной силы не имеет" и отказываются возмещать полученные льготы. Суд по аналогичным претензиям за 2001-2003 годы налоговая в суде уже проиграла. Теперь подан иск по претензиям за 2004 год. По мнению экспертов, шансов у налоговиков почти нет.
Эксперты полагают, что в налоговой службе понимают, что шансов на успех в суде почти нет, однако иск все же подается, чтобы налоговиков нельзя было обвинить в бездействии. В силу внутренних инструкций налоговые службы зачастую судятся, даже заранее зная, что могут быть не правы, говорят эксперты.