Как пишет газета "Ведомости", феномен российского рынка труда, по ее мнению, заключается в слабом росте безработицы в кризис. Вопреки экономической теории, вместо снижения занятости при сохранении уровня зарплат происходит сохранение занятости при падении зарплат, пояснила Малева.
При нынешнем кризисе рынок труда ведет себя так же. Однако меры по борьбе с кризисом в виде поддержки занятости и организации общественных работ, которые правительство предпринимало в 2009 году, не годятся. Причины текущего кризиса иные, чем предыдущих, поэтому иным будет и его влияние на рынок труда.
По ее словам, первыми жертвами кризиса станут торговля, связанная с импортом, финансовый и банковский секторы, а также строительство, испытывающее дефицит ипотечных ресурсов.
Кризис на рынке труда начнется с мегаполисов, поскольку в крупных городах господдержка занятости не нужна из-за диверсифицированности рынка труда, отмечает Малева. Впоследствии, по ее прогнозам, кризис на рынке труда перекинется на промышленные центры. Там антикризисные меры поддержки занятости могли бы быть полезны, отмечает эксперт, но только если сам кризис - краткосрочный.
Малева предупреждает: "пересидеть" кризис не удастся: безработица опасна не масштабом, а продолжительностью. Через два года неудачных попыток найти подходящую работу люди либо уходят в теневой сектор, либо вовсе покидают рынок труда, предупреждает она.
Лучше меньше, да лучше
В условиях кризиса российские компании предпочитают не увольнять своих работников и снижать им заработную плату, а "замораживать" ее. Таков результат исследования, проведенного недавно сотрудниками Высшей школы экономики.
Автор доклада "Нисходящая жесткость номинальных заработных плат: заслуга профсоюзов или добровольное решение фирм?" старший преподаватель факультета экономики Александр Ларин объясняет такое поведение целым рядом причин, таких как минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и деятельность профсоюзов, которые не позволяют работодателям снижать заработную плату и ущемлять права работников.
В дело вступает и фактор "неприятия потерь", когда при снижении зарплаты, скажем, на 1 тыс. рублей производительность труда падает больше, чем выросла бы при увеличении зарплаты на ту же сумму. И решение фирм сохранять заработную плату на прежнем уровне обуславливается риском, что в случае усиления давления дисциплина работников упадет, а ценные кадры вовсе уйдут.
А еще в кризисных условиях высокая инфляция съедает часть покупательной способности зарплаты, то есть при сохранении на прежнем уровне номинальных доходов россиян реальные доходы значительно сокращаются, по разным экспертным оценкам от одной трети до половины.
По данным исследования, в России чаще, чем где-то бы ни было еще в развитом мире, прибегают к стратегии "замораживания" зарплат. Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко сказал "Новым Известиям", что "замораживание" зарплат может быть промежуточной реакцией рынка труда на разворачивающийся кризис, не оказывающей влияния на рост безработицы.
В конце января премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания с членами правительства сообщил, что на дополнительные меры поддержки рынка труда в 2015 году регионы получат более 50 млрд рублей субсидий. По словам премьера, если экономическая ситуация не будет выправляться, предприятия "будут вынуждены предпринимать организационно-штатные решения".