Российская экономика находится в тяжелой ситуации, это не основание для паники, но и недооценивать проблемы нельзя, заявил также Шувалов. "Наша экономическая ситуация - нехорошая", - объяснил он. - Дальнейшие сценарии развития могут быть разными - ситуация может ухудшиться, или, напротив, как в 2009 году, цены на российские экспортные товары развернутся и пойдут вверх, однако это не отменяет глубоких структурных проблем экономики".
- Кудрин и Шувалов поспорили в Давосе о кризисе, несчастьях и реформах
- В возрожденную антикризисную комиссию правительства позвали Грефа и Кудрина
Первый вице-премьер полагает, что проблемы в экономике связаны с тем, что Россия забыла об уроках кризиса 2008-2009 годов: "Беда для российской экономики в том, что модернизационная повестка, которая появилась благодаря кризису 2008-2009 года, была быстро размыта с возрастанием цены на нефть", - сказал он.
"Эта повестка начала быстро меняться, в 2011-2012 годах многим стало казаться, что все нормально, формально кризис закончился. Но на самом деле никакого кризиса мы не пережили", - заявил первый вице-премьер. - Из кризиса мы не вышли, а потом стали переходить в другой, еще до событий на Украине, и стало понятно - вот он структурный кризис, вот он наступает".
"Санкции дали России шанс"
"Потом появилась повестка санкций. Все это, конечно, очень неприятно. Но я к этому отнесся так - может быть, это еще один шанс, который нельзя упустить России", - сказал Шувалов. Чтобы развиваться, экономике нужны инвестиции, но их сейчас не привлечь из-за геополитических факторов, признал Шувалов и предложил властям готовиться к сценарию долгосрочных внешних ограничений, через которые прошли, например, ЮАР или Чили.
"Я не думаю, что есть возможность для политиков быстро урегулировать украинский кризис. Я к этому отношусь как тот, кто должен рассматривать самый худший сценарий. Инвесторы все равно будут смотреть на реальные выгоды. У нас есть опыт, как при санкциях развивалась ЮАР, в сложных условиях развивалась Чили. Можно ли создать современную экономическую систему при политических сложностях? Ответ - можно", - считает Шувалов.
"Чаще надо министра финансов слушать"
Банк России часто принимает решения вопреки мнению министра финансов и министра экономического развития, "и ничто не сигналит о том, что эта ситуация может измениться", рассказал первый вице-премьер.
По мнению Шувалова, это не очень хорошо: "Часто надо министра финансов послушать, потому что на то он и министр казначейства, чтобы к нему прислушиваться... Потому что в конечном итоге это его ответственность в целом".
Он счел нужным добавить, что никакие "дополнительные меры воздействия" на Банк России приниматься не будут: "чтобы вопреки пониманию руководств ЦБ выжимали из них ликвидность, чтобы спасать какие-то государственные компании или еще что-то, мы не будем и не собираемся, у нас нет такой возможности", - подчеркнул Шувалов.
"Был какой-то период времени, когда, чтобы не "наползать" на полномочия ЦБ, правительство не в должной мере могло взаимодействовать с Банком России, но это в прошлом", - отметил Шувалов.
О цене, которую России приходится платить за политические решения и о реакции на них Запада как причине нынешнего кризиса рассуждал накануне и премьер Медведев. Среди других причин кризиса он назвал структурные проблемы экономики, незакрытые последствия кризиса 2008 года и обрушение цен на нефть.
На Давосском форуме от представителей малочисленной российской делегации темы кризиса и резкого снижения цен на нефть, экономических санкций Запада против России звучат регулярно. Так, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, который после 11 лет работы в правительстве по-прежнему пользуется большим авторитетом среди западных политиков и бизнесменов, сказал, что часть санкций, введенных странами Запада из-за украинских событий может быть смягчена в случае урегулирования конфликта.
"Россия сейчас потеряла доверие мировых рынков. Отток капитала является свидетельством этого. Перед Россией стоит задача восстановить доверие мировой экономики. Для этого у страны должна быть более ясная политика в отношении ее стратегии и интересов в мире, - сказал Кудрин. - Сейчас от России исходит много сигналов, которые непонятны миру".