О приросте запасов Штокмановского месторождения президент России Владимир Путин упомянул еще в ходе своего визита в Германию 10 октября. Однако за сенсационным отказом "Газпрома" от иностранных партнеров мало кто обратил внимание на это замечание президента. Между тем именно оно объясняет, почему российская сторона решилась на столь радикальное изменение схемы освоения месторождения.
Как сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источник в "Газпроме", на месторождении в Баренцевом море завершено бурение доразведочной скважины - итоги оказались "неожиданно позитивными". По оценкам геологов, эта скважина расположена в центре месторождения, и поэтому данные с нее наиболее показательны и важны. Главный вывод геологов - риски на месторождении существенно ниже, чем это прогнозировалось. Сообщается, что оцениваемые запасы месторождения увеличились с 3,4 трлн кубометров газа на 1 января 2006 года до "как минимум 4 трлн кубометров".
Именно поэтому "Газпром" отказался от участия иностранцев, которые должны были делить с монополией риски по проекту. В ходе переговоров весной и летом 2006 года иностранцы неоднократно подчеркивали, что Штокман нельзя оценивать слишком дорого, поскольку в разведданных по месторождению еще много вопросов, однако последняя разведочная скважина сняла большинство вопросов и позволила монополии пренебречь не слишком привлекательными предложениями иностранцев.
Теперь иностранцам, скорее всего, предложат участвовать в проекте по схеме buy-back, применяемой в Иране. Она предусматривает, что все технологические риски берут на себя подрядчики - если они не обеспечат доходность проекта, то сами понесут убытки. Представители зарубежных компаний не раз заявляли, что им мало интересны такие схемы участия, однако, как пишет "Коммерсант", несмотря на значительные риски, иностранные компании вскоре возобновят переговоры с "Газпромом". Уже в пятницу одна из компаний проведет первое совещание по новой схеме вхождения в проект освоения Штокмановского месторождения.