Греции не придется занимать на рынке полтора года, утверждает директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан.
Однако с середины декабря, когда проблемы Греции впервые стали объектом внимания инвесторов после снижения рейтингов страны международными агентствами, курс евро обвалился с более чем 1,5 доллара до 1,22 доллара за евро.
Многие аналитики считают, что помощь Греции должна успокоить рынки. Однако далеко не все склонны ставить на укрепление европейской валюты. К концу года евро достигнет паритета с долларом, предупреждает главный стратег по рынкам Lind-Waldock Кэрол Херли. Аналитик FxPro Александр Купцикевич ожидает этого в следующем году.
Обещание спасти страну Евросоюз дал еще в начале апреля, но это не остановило рынок, и в конце апреля рейтинги греческих бумаг рухнули до мусорного уровня. ЕС увеличил ставки: 9 мая Еврокомиссия и МВФ пообещали предоставить стране уже 110 млрд евро. Но и это не остановило панику: в начале мая инвесторы активно распродавали европейскую валюту и облигации.
Проблемы Греции пошатнули доверие не только к валюте, но и к европейской экономике, признает сотрудник Еврокомиссии. В результате чиновники ЕС учредили беспрецедентный стабилизационный фонд для поддержки общей валюты размером 750 млрд евро.
Нескольких суверенных дефолтов избежать не удастся: но это не обязательно вопрос этого года, уверен профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф. Назвать потенциальных претендентов на банкротство он отказался. События в Греции, Португалии, Ирландии, Италии и Испании - это как раз пример второй стадии нынешнего глобального финансового кризиса, предрекает профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.
"Прогресс налицо: сначала происходило спасение частных фирм, а теперь - спасение спасателей, или правительств", - пишет Рубини в Project Syndicate. При этом объем помощи тоже прогрессирует. На спасение Bear Stearns было направлено 40 млрд долларов, на Fannie Mae и Freddie Mac - 200 млрд, на AIG - 250 млрд, программа помощи проблемным активам в США обошлась в 700 млрд долларов, а помощь проблемным членам еврозоны составляет 1 триллион долларов.
"Что происходит, когда правительства, которые должны финансировать такую помощь, откажутся? Кто будет выручать из беды правительства, которые выручали из беды частные банки? Наша внутренняя механика работы с долгами все больше похожа на аферу Понзи - создателя первой финансовой пирамиды", - убежден экономист.
Неспособность любой из стран еврозоны расплатиться по обязательствам может вызвать панику и спровоцировать масштабный кризис долгов во всей еврозоне: в опасной зоне находится не только Греция, но и Португалия, Испания и Италия, считает старший директор компании A.T. Kearney Мартин Уокер.
Происходящее в зоне евро все больше напоминает какой-то сюр, говорит стратег одного из крупнейших европейских банков. Уцелеет еврозона или нет, зависит от того, захотят ли Германия и Франция спасать слабые страны. По его словам, масштаб происходящего сейчас сопоставим с событиями перед Первой мировой войной.