Минфин внес в правительство закон о контролируемых иностранных компаниях, считающийся основным элементом кампании по деофшоризации экономики, в конце мая. Его разработали после объявления Владимиром Путиным в декабре прошлого года "войны офшорам". По поручению президента правительство должно подготовить итоговый вариант законопроекта до 15 июля.
Законопроект предполагает, что российские физические и юридические лица, контролирующие офшорные организации, должны платить налоги с их прибыли, если та не распределена в виде дивидендов. Налогами предлагается обложить тех, кто владеет хотя бы 10% иностранной компании. Порог владения в 10% является предметом дискуссии. Законопроект является одной из мер по деофшоризации российской экономики.
Однако, отмечается в публикации, под давлением предпринимателей правительство отказалось принимать поправки к Налоговому кодексу о налогообложении офшорных схем вывода доходов в ранее установленные сроки - до 15 июля 2014 года.
Из объяснений Игоря Шувалова по итогам обсуждения следовало, что за основу решено использовать не вариант Минфина, а проект Минэкономики. По его словам, в качестве рабочего варианта предлагается признавать контролируемыми иностранными компаниями те, где доля владения резидентов РФ составляет не менее 50% плюс один голос.
Этот порог предлагается уменьшать только в исключительных случаях по решению суда. Кроме того, в проекте необходимо предусмотреть норму "о поэтапности реализации закона", предусматривающую переходные периоды для его норм в три-пять лет.
Кроме того, как заявил на встрече с премьером Дмитрием Медведевым глава РСПП Александр Шохин, законопроект о деофшоризации в России может повлечь зеркальные меры со стороны иностранных государств в отношении российских особых зон и территорий опережающего развития. Он назвал этот документ "налоговой революцией" и предложил не спешить с его принятием, оставив его на обсуждение до осени.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в заключение встречи с членами бюро правления РСПП признал, что разрабатываемый сейчас в РФ механизм налогообложения иностранных компаний, контролируемых россиянами, должен быть понятным и исполнимым, однако его необходимость не подлежит сомнению.
На совещании также упоминалась возможность применения переходных периодов для норм закона вплоть до пяти лет и отсрочек для крупных публичных компаний.
Однако окончательное решение в правительстве оставили за президентом Владимиром Путиным. Предложение перенести сроки принятия законопроекта будут направлены в Кремль в ближайшее время.
Бизнесу предлагают "понять меру"
Напомним, о деофшоризации президент Путин заговорил в 2012 году. "Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики", - сказал он, выступая с бюджетным посланием к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, и пообещал, что Россия разработает национальный план борьбы с офшорами.
Глава государства привел данные за 2012 год, согласно которым через офшоры или близкие к ним по статусу юрисдикции прошли российские товары на сумму 111 млрд долларов, пятая часть экспорта России. При этом половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны так же пришлась на офшоры.
Через год, в следующем послании, президент заявил, что результаты деофшоризации российской экономики пока мало заметны. Тогда Путин предложил "прижать офшоры" - лишить господдержки и возможности исполнять госконтракты те компании, которые работают в России, но зарегистрированы в иностранной юрисдикции. Он поддержал и предложение Министерства финансов, по которому компании, зарегистрированные за рубежом, но имеющие активы в России, должны платить налог на прибыль по российскому законодательству.
В марте этого года президент Владимир Путин, выступая на съезде РСПП, призвал предпринимателей "понимать свою меру ответственности": "Российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности", - сказал Путин, именно поэтому поставлена задача по деофшоризации.
Практически одновременно был обнародован первый законопроект, содержащий предложения по налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и повышению эффективности налогового администрирования иностранных организаций. Ряд других антиофшорных законопроектов обсуждается в Совете Федерации и в Госдуме, МВД, ФСКН, ФСБ.