В первоначальном иске Siemens к двум структурам "Ростеха" - ОАО "ВО "Технопромэкспорт" (ОАО "ТПЭ") и ООО "ТПЭ" - немецкий концерн требует признать незаконной сделку, состоявшую из двух частей - договора между производителем турбин ООО "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ, на 65% принадлежит Siemens, на 35% - "Силовым машинам") и ОАО ТПЭ от 10 марта 2015 года и договора между ОАО "ТПЭ" и ООО "ТПЭ" от 16 октября 2015 года.
На заседании 16 октября ООО "ТПЭ" заявило встречный иск, в котором потребовало признать ничтожными ряд пунктов контракта между СТГТ и ОАО "ТПЭ". По словам заявителя, оспариваемые положения контракта касаются вопроса существования или отсутствия в договоре "юридически значимых ограничений" на распоряжение спорным имуществом.
Представитель Siemens ранее высказался против принятия встречного иска к рассмотрению, попросив суд вернуть его заявителю, так как "это разные обстоятельства, которые практически не пересекаются". При принятии иска суду придется одновременно рассматривать фактически два разных дела, считают в концерне.
Во встречном иске заявлено, что контракт на поставку газовых турбин содержал угрозу суверенитету и безопасности России, так как Siemens хотел заставить российские компании исполнять санкции ЕС, сообщает РБК со ссылкой на два источника.
По условиям контракта, подписанного "Технопромэкспортом" и Siemens, последний обязался поставить турбины для проекта в Тамани. Использование их на других объектах допускалось только с разрешения поставщика", а россияне, закупив турбины, в обход санкций отправили их в Крым.
Контракт говорит о том, что если покупатель хочет использовать оборудование в другой стране или для другого объекта, то это возможно только с разрешения поставщика. "Технопромэкспорт" попросил CТГТ доставить турбины на Таманский полуостров Краснодарского края: контракт предполагал поставку турбин для строительства Таманской ТЭС, конкурс на строительство которой не проведен до сих пор.
Кроме того, как следует из документа, турбины Siemens могут быть использованы только на энергоблоках, подключенных к сетям Краснодарского края. Покупатель при этом обязуется не использовать оборудование на электростанциях, подключенных к энергосистеме Крыма, или объектах, которые используются только для энергоснабжения полуострова.
Наконец еще один пункт говорит о том, что поставщик не обязан выполнять условия контракта, если его затрудняют ограничения, вытекающие из различных санкций, в том числе введенных ЕС и США, которые могут подвергнуть поставщика штрафам.
Даже если суд признает все спорные пункты контракта ничтожными, это нисколько не повлияет на доводы Siemens о том, что они не стали бы заключать контракт, если бы знали о том, что оборудование будет поставлено в Крым, пересказывают источники РБК позицию немецкой стороны.
Доводы "Технопромэкспорта" даже усиливают позицию Siemens: получается, что покупатели действительно знали о ничтожности "санкционных оговорок" уже на момент заключения контракта, но скрыли это обстоятельство от поставщика, добавляют эти источники. Это доказывает, что контракт был заключен путем обмана, объясняют они позицию немецкой стороны.
"Основная цель - это затягивание процесса, нежели коварство со стороны "Ростеха", который изначально подписал договор, не соответствующий действительности", - заявил изданию исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. Он предполагает, что сейчас последует ответная реакция со стороны представителей Siemens по поводу того, что эти пункты не могут быть ничтожными, потому что они были согласованы изначально.
По словам эксперта, затягивание процесса, "наверное, это основное, на что можно рассчитывать". "Проще пойти на открытый конфликт и конфронтацию с точки зрения экономики, но турбины Крыму необходимы, и их оттуда уже никогда не снимут - это факт", - считает Куликов.
Запрет на экспорт ряда товаров и технологий в Крым - часть санкций Евросоюза в отношении России, принятых после присоединения полуострова. Этот запрет касается поставок компаниям, занятым в транспортной, телекоммуникационной отраслях и энергетическом секторе, а также занимающимся разработкой недр в нефтегазовой сфере.