Поставка газовых турбин Siemens в Крым в обход санкций и в нарушение контракта могла быть частично спровоцирована самой компанией
Reuters
Поставка газовых турбин Siemens в Крым в обход санкций и в нарушение контракта могла быть частично спровоцирована самой компанией. Россия рассматривала альтернативный вариант с приобретением у Ирана аналогичного оборудования, произведенного по лицензии немецкого концерна. Но Siemens запретила иранцам заключать такую сделку, рассказал РБК ряд источников.

Еще летом 2015 года источники "Ведомостей" сообщили, что "дочка" "Ростеха" компания "Технопромэкспорт" приобрела по контракту у завода "Сименс технологии газовых турбин" (65% принадлежит Siemens, 35% - "Силовым машинам") четыре турбины для строительства электростанции в Тамани, но на деле намерена использовать их в обход санкций в Крыму. В немецком концерне тогда заверили, что не собираются нарушать ограничительные меры.

После этого, по версии источника РБК, Siemens стала опасаться последствий, в связи с чем к осени 2016 года начала задерживать поставку оборудования в Россию. Тогда в дело вмешался президент РФ Владимир Путин, поручив правительству и "Ростеху" найти турбины у других поставщиков, сообщил собеседник агентства.

После вмешательства главы государства представители госкорпорации стали договариваться о поставках оборудования с иранской Mapna. Компания из Ирана производит турбины V94.2 мощностью 162 МВт, подходящие для строительства электростанций в Крыму, по лицензии Siemens, рассказали РБК знакомый крымского чиновника, который участвовал в обсуждении проекта на полуострове, и источник в российском правительстве.

По словам трем собеседников агентства, осенью 2016 года переговоры "Ростеха" с Ираном о поставках турбин в Крым шли успешно. Как сообщил РБК близкий к Siemens человек, скорее всего, юристы немецкого концерна детально исследовали лицензию, по которой Mapna делала турбины, и не нашли никаких нарушений в случае поставок оборудования на полуостров. Близкий к правительству источник подтвердил, что проблем с санкциями не должно было возникнуть.

В феврале 2017 года гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов заявил журналистам, что корпорация находится в завершающей стадии переговоров о покупке иранских турбин. "Если американцы и европейцы не придумают какие-либо новые санкции, мы эти турбины установим", - сказал тогда глава госкорпорации, чьи слова приводило РИА "Новости".

Но контракт с Ираном в результате так и не был заключен. По версии трех источников РБК, близких к Siemens, "Ростеху" и правительству РФ, поставлять турбины в Крым иранцам, по всей видимости, запретил сам немецкий концерн. Почему Siemens изменила свою точку зрения, собеседники агентства не знают.

По словам одного из источников РБК, о поступившем от немецкой компании запрете иранцы указали в письмах, направленных в российское правительство. По версии собеседника, близкого к концерну, Siemens предупредила иранского партнера, что поставки оборудования в Крым могут негативно отразиться на ее взаимоотношениях с Mapna. Представитель "Ростеха" 6 июля объяснил срыв переговоров с иранцами тем, что стороны "не достигли взаимопонимания по ряду технических и коммерческих вопросов".

Как предполагает РБК, весной 2017 года "Ростеху" пришлось вернуться к первоначальному плану поставки в Крым турбин российской "дочки" Siemens. В апреле министр энергетики Александр Новак сообщил, что для строительства электростанций на полуострове рассматриваются варианты использования оборудования, находившегося в России до введения санкций, либо произведенного российскими компаниями, либо поставленного из третьих стран.

Официальный представитель Mapna отказался от комментариев по данному вопросу. Представитель Siemens Вольфрам Трост также не стал комментировать информацию о возможных поставках иранского оборудования в Крым.

По мнению руководителя коммерческой практики Goltsblat BLP Алексея Горлатова, поставка в Крым турбин, произведенных на подконтрольном Siemens российском заводе, делает ситуацию для концерна сложнее с точки зрения возможных последствий. Если бы оборудование изготовила по лицензии и поставила Mapna, сделав это в нарушение запрета Siemens, предъявить какие-либо требования к немецкой компании было бы достаточно сложно, считает эксперт.

После разгоревшегося в СМИ "турбинного скандала" в "Технопромэкспорте" сообщили, что приобрели турбины Siemens на вторичном рынке и провели модернизацию установок своими силами. Затем дочка "Ростеха" уточнила, что немецкое оборудование модернизировали при помощи "российских ноу-хау".

Несмотря на представленные объяснения, ситуация с поставкой турбин грозит России новыми санкциями. На минувшей неделе СМИ сообщили, что послы 28 стран ЕС согласовали введение ограничительных мер против четырех физических и трех юридических лиц из РФ. Источники "Коммерсанта" в Еврокомиссии отмечали, что в черный список может попасть заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов, за которым "закреплена "крымская" тематика".

При этом 21 июля в Siemens объявили о приостановке контрактов на поставки своего энергооборудования для электростанций российским компаниям с госучастием. Также концерн решил выйти из российской компании "Интеравтоматика".

По версии Siemens, все четыре газотурбинные установки, поставленные для электростанции в Тамани, были модифицированы и в нарушение контракта перемещены в Крым. В связи с этим немецкий концерн 11 июля текущего года подал иск в Арбитражный суд Москвы против "Технопромэкспорта" и ООО "Сименс технологии газовых турбин".

Скандал разгорелся после того, как 5 июля о поставках газовых турбин в Крым в обход санкций сообщило агентство Reuters.