Эти планы обретают конкретные очертания, поскольку 14 ноября "Газпром" добился от французских властей официального разрешения продавать газ на территории Франции. Пока предложение "Газпрома" касается лишь промышленных предприятий и муниципалитетов, которым предоставлено право самим выбирать поставщика газа в силу мер по либерализации в данном секторе.
"Наша цель – покрыть со временем 10% французского рынка", – заявил газете La Tribune начальник Департамента зарубежных связей "Газпрома" Станислав Цыганков. Вчера Gaz de France, которая покупает 22% своего газа у российского гиганта, на официальном уровне не выразила ни малейшего беспокойств. "Здесь нет ничего нового. Мы давно знаем об амбициях нашего партнера", – сказал глава пресс-службы компании. Помимо того, что GDF уже тридцать лет покупает у "Газпрома" газ, у нее имеется с ним множество совместных проектов. Так что дружба продолжается. Хотя новые коммерческие амбиции российского гиганта у некоторых вызывают зубовный скрежет.
"Это настоящая угроза для нас", – утверждает один из сотрудников GDF. Российские же аналитики считают это прекрасной идеей. "На германской границе российский газ продается "Газпромом" по цене примерно в 180 долларов за 1000 кубометров, а затем перепродается европейскому клиенту примерно по 400 долларов. Нормально, что "Газпром" пытается использовать новые возможности, открывшиеся с либерализацией европейского рынка", – отмечает Валерий Нестеров, аналитик компании "Тройка-Диалог".
Елена Ананькина, аналитик московского филиала Standard & Poor's, тоже считает логичным, что "Газпром" пытается более выгодно сбывать свой газ: "Газпрому" нужны капиталы, так как производство газа сокращается и ему нужны деньги, что начать разработку новых месторождений".
Уже сейчас российская компания напрямую продает свой газ немецким потребителям, сотрудничая с германской фирмой Wingaz - предприятием, созданным в 1993 году совместно с Wintershall. В Италии "Газпром" тоже ведет с национальной компанией ENI напряженные переговоры о возможности напрямую продавать свой газ конечному клиенту. Этим летом президент Владимир Путин, пользуясь своей дружбой с премьер-министром Сильвио Берлускони, лично попросил его открыть итальянский рынок для российской газовой компании.