Американская сторона в мировом соглашении представлена Министерством юстиции и Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Участвует в соглашении и голландская прокуратура, так как штаб-квартира VimpelCom, которую контролирует российский олигарх Михаил Фридман, находится в Амстердаме. Сумма, которую компании придется выплатить Соединенным Штатам, "еще обсуждается", отмечает корреспондент FT Макс Седдон.
VimpelCom, напомним, страдает оттого, что при выходе на рынок Узбекистана не сообщила о выплате десятков миллионов долларов в виде "компенсации" компании, подконтрольной дочери президента страны Гульнаре Каримовой.
В 2012 году в документальном фильме, который показало шведское телевидение, в адрес VimpelCom прозвучали обвинения в том, что компания "платила взятки за получение лицензии на свою деятельность" в Узбекистане, напоминает Седдон.
По данным журналистов, компания Takilant, связанная с приближенными дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой, получила от VimpelCom 320 млн долларов. В марте 2014 года в разбирательство оказалась вовлечена и сама Каримова: швейцарская прокуратура арестовала ее активы на сумму в 900 млн долларов, а Vimpelcom одновременно сообщил, что стал фигурантом ведущихся в США и Голландии расследований.
"Каримова раньше была знаменита как дипломат, модельер и поп-певица, занималась созданием бизнес-империи. Но в ходе борьбы враждующих группировок в преддверии переизбрания ее отца [президентом] в 2015 году Каримова внезапно пропала. Ее не видели на публике уже почти два года", - пишет Седдон.
Как пояснил газете аналитик банка "Открытие" Александр Венгранович, сделка с американскими властями не решает всех проблем компании: "Это еще не конец, ведь на данный момент к VimpelCom по этому делу подано более 10 коллективных исков от различных юридических компаний".
Тем не менее еще в ноябре прошлого года холдинг сообщил о создании резерва в 900 млн долларов на случай выплаты штрафов по данному делу и неизбежного падения курса своих акций.
Тогда же стало известно об аресте в Осло бывшего гендиректора VimpelCom Джо Лундера.
Телефонное дело
Холдинг VimpelCom объединяет операторов связи в России, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Киргизии, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, ЦАР, Италии и Канаде.
Крупнейшими акционерами холдинга являются компании Altimo (управляет телекоммуникационными активами "Альфа групп" Михаила Фридмана, владеет 47,85% голосов VimpelCom) и норвежский телекоммуникационный гигант Telenor (42,95% голосов).
В октябре 2015 года компания Telenor объявила, что решила полностью продать принадлежащую ей 33-процентную долю акций Vimpelcom.
Вскоре после этого председатель совета директоров Telenor Свейн Аасер был отправлен в отставку из-за потери доверия к нему со стороны норвежского правительства (государству принадлежит 54% компании). В Министерстве торговли, промышленности и рыболовства скандинавского королевства в этой связи заявили о получении новой информации о предполагаемых взятках Vimpelcom в Узбекистане.
Предполагается, что другие российские сотовые операторы и их европейские партнеры платили десятки миллионов дочери президента Узбекистана за право вести бизнес в Узбекистане. Но платили не только они. Жертвами алчности Гульнары Каримовой в свое время, предположительно, стали Uzbekistan Airways, Coca-Cola, несколько нефтяных компаний и другие структуры.
В августе американские власти обратились к ряду европейских стран с запросом об аресте активов компаний МТС и VimpelCom, а также шведской TeliaSonera на сумму около 1 млрд долларов в связи с расследованием о коррупции в работе телекоммуникационных операторов в Узбекистане.
Сами операторы утверждают, что пребывали в полном неведении или стали невольными жертвами среднеазиатских нравов, но, по мнению следователей, практически исключено, что они не понимали, что превратились в дойных коров для вымогателей.
Отметим, пока в США и Европе собирали доказательства по "узбекскому делу", сама Гульнара Каримова впала в немилость и оказалась под домашним арестом в Ташкенте. В 2014 году суд Ташкентской области приговорил двух ее приближенных к длительным срокам лишения свободы.