В 2006 году, по данным Минэкономразвития, запросы федеральных чиновников оценены в 880 миллиардов рублей. Для создания им рабочей обстановки закупят только новеньких автомобилей 12 тысяч штук. На каждый потратят из бюджета не менее 30 тысяч долларов. А на каждый из требуемых 80 тысяч компьютеров уйдет около тысячи евро. И это лишь малая часть того огромного количества товаров, которое приобретут для нужд чиновников.
Система "откатов"
Каждое ведомство, получив свою часть бюджетных денег, приступает к покупкам. Украсть напрямую, со счета, куда поступили федеральные средства, практически невозможно. Существующая система электронных платежей не позволит этого сделать втайне от всех.
А вот госзакупки представляют гораздо больше возможностей для не чистых на руку чиновников. Ведомствам не дозволяется просто так прийти в магазин и выбрать товар. По закону они должны провести тендер. И тот участник, условия которого больше всего понравятся заказчику, и получит право поставлять товары для чиновников.
Вполне естественно, что за большие объемы закупок готовы побороться многие компании-поставщики. За то, чтобы потенциальный покупатель выбрал конкретную компанию ее представители готовы идти на не очень законные методы убеждения чиновников - взятки, оформленные различными способами.
Одна из самых распространенных форм дачи взятки, по мнению экспертов, является так называемый "откат". То есть чиновник одобряет контракт со "своей" фирмой, причем приобретаемые товары оформляются по завышенным по сравнению с рыночными ценам.
Так, например, автомобиль, стоящий 25 тысяч долларов может быть приобретен за 30 тысяч. Причем чиновник, отвечающий за проведение тендера, оформляет все так, что приобретение более дорогих чем у конкурентов товаров выглядит вполне обоснованным. Чтобы отсечь "неугодные" компании, которые могли бы предложить тот же самый товар по более низкой цене, создаются искусственные барьеры для участия в конкурсе - дополнительные требования, проблемы при оформлении и тому подобное.
Государственные деньги - в данном случае 30 тысяч - перечисляются на счет компании-продавца, после чего разница между реальной ценой и уплаченной уходит чиновнику, как премия за то, что он выбрал именно эту компанию, обеспечив ей продажи. То есть в данном примере чиновник крадет 5 тысяч долларов государственных бюджетных средств.
Размер "отката" то есть премии чиновника за выбор той или иной компании поставщика, по оценкам специалистов, в среднем составляет от 20 до 40% реальной цены товара, и в некоторых случаях размер "отката" может вырастать до 70%.
Газета "Комсомольская правда" приводит комментарии авторитетных экспертов. Как говорит Георгий Сатаров, руководитель фонда "ИНДЕМ", "Аппетиты чиновников растут. Лет 5-7 назад нормой "отката" считалось от 5 до 15%. Сейчас это в диапазоне от 30 до 60, а порой доходит до 70%. Всегда существуют три источника потерь. Первое - прямые "откаты". Второе - общее удорожание, потеря качества за счет замены более дешевых материалов. Поэтому нечего удивляться, что порой тендеры выигрывают организации, которые предлагают свои товары по ценам, в два-три раза превышающим рыночные. Люди окупают свои потери на "откатах" и прочих расходах на чиновников". По оценкам Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа компании ФБК, с нарушениями проходят 90% конкурсов по госзакупкам: "Складывается ощущение, что в каждом шестом случае заказчик не знает, чего, собственно, он хочет. Например, одна из организаций так и написала в заявке: "автомобили и автобусы". Какие, сколько? Это происходит не потому, что чиновники глупые. Скорее всего, они прекрасно знают предмет конкурса, а вместе с этим знают и поставщика, поэтому не утруждают себя четкими формулировками. Вообще конкурсных извещений, заполненных правильно, только 10 процентов. В каждом третьем извещении о конкурсе нет контактной информации. Это также способ отсечь часть продавцов. Часто бывает так, что не указывается дата проведения конкурсов и окончания приема документов. Бывало, что человек прибегал к 14 часам с заполненной заявкой, а ему говорили, что он на полчаса опоздал".
Государственная политика по борьбе с "откатами"
В государственных службах, которые должны контролировать законность проведения госзакупок, создавать условия для проведения прозрачных сделок и бороться с коррупцией в этой области, о проблеме прекрасно осведомлены.
С 2006 года контроль за госзакупками перешел в ведение управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы ФАС. Начальник управления Михаил Евраев говорит, что его служба пытается бороться с системой "откатов", и в частности с 2006 года были введены новые требования к проведению тендера.
Чиновник назвал причины того, что коррупция в этой сфере процветала, и рассказал, что предпринимается для того, чтобы изменить ситуацию:
"У нас раньше не было правил игры. Практически заказчик мог делать все, что хотел. Есть три слабых места, которым коррупционеры пользовались. Во-первых, информационное обеспечение: никто не знает о том, что тендер состоится. Сейчас в законе мы ввели обязательное оповещение об этом на официальном сайте.
Второе - допуск к торгам. Ведь делалось-то просто! В условиях описывались признаки "своих" фирм. Например, если "своя" компания имеет склады в такой-то части города, то и в требовании пишут: "Обязательно наличие складов в такой-то части города". У остальных-то там складов нет, а значит, они уже отсечены от торгов. Теперь установлен закрытый список требований. Отныне местным властям нельзя будет заниматься самодеятельностью и требовать от предпринимателей все, что им захочется.
И еще один момент - критерии определения победителя. Мы ввели понятие аукциона (раньше был только конкурс). На нем заказчик изначально устанавливает свои требования к товару, где перечисляет все, что считает нужным, вплоть до качества и условий поставки. И критерием определения победителя остается только цена.
Это очень простая антикоррупционная процедура. Взять тот же топочный мазут. Какие еще критерии нужны, чтобы определить победителя при заранее установленном качестве? Только цена. В конкурсе же победитель определяется сразу по нескольким критериям, которые не всегда имеют количественную оценку. Но и здесь мы ввели закрытый перечень критериев определения победителей и заставили заказчика устанавливать значение каждого критерия заранее.
Допустим, качество: 30 баллов, сроки - 10 баллов, цена - 20 баллов, гарантийный срок работы закупаемого оборудования - 20 баллов и т. д. Все! Тут даже третьеклассник может посчитать. Кто набрал больше баллов, тот и выиграл", - рассказал Евраев. Введя такие меры, представители ФАС надеются на то, что объемы воровства значительно сократятся, но даже в ФАС уверены, что размер "откатов" составит в 2006 году не менее 5 млрд долларов.
"Объемы коррупции при госзакупках примерно 10 миллиардов долларов. В этом году можно сократить коррупцию примерно наполовину из них!" - заявил Евраев.
Полностью решить проблему, по мнению чиновника, не удастся по объективным причинам: "При проведении ряда конкурсов все равно будут субъективные оценки. Например, мы покупаем картину в приемную руководителя. Или сервиз для приемной - вы же не на цену смотреть будете, а на эстетику. Вот в таких конкурсах и исчезнут из бюджетов всех уровней около 5 миллиардов долларов".
Техника для чиновников
Газета "Комсомольская правда" со ссылкой на Минэкономразвития приводит среднюю стоимость автомобилей и компьютеров, закупаемых чиновниками. Здесь интересна и стоимость, и динамика изменений цен. Если в 2004 году в среднем автомобиль для госслужбы стоил 2,7 млн рублей, то в 2005 году его цена выросла до 5,3 млн рублей. А по прогнозам в 2006 году немного снизится до 4,6 млн рублей.
Значительно подорожали с 2004 года и компьютеры - если в 2004 году системный блок стоил 35,6 тыс. рублей, то в 2005 году уже 149,3 тыс. рублей. А вот цены на мониторы, наоборот снизились в четыре раза. В 2004 году один монитор обошелся в 65,3 тыс. рублей, что кстати в два раза дороже системного блока, а в 2005 году - 15,6 тыс. рублей.