Лицензия на разработку месторождения принадлежит "РУСИА Петролеум" - дочерней компании ТНК-BP.
Росприроднадзор уже неоднократно проверял Ковыктинское месторождение, два года назад Роснедра рассматривали возможность отзыва лицензии из-за невыполнения обязательств по добыче газа.
Ранее совладелец ТНК-BP Виктор Вексельберг сожалел, что "внеплановая проверка Росприроднадзором Ковыктинского месторождения не способствует решению проблемы вокруг Ковыкты".
В начале февраля министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев поручил Росприроднадзору провести очередную проверку соблюдения условий недропользования на Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области.
А накануне пресс-служба "Газпрома" сообщила со ссылкой на главу правления концерна Алексея Миллера, что "Газпром" не нуждается в ресурсах принадлежащего ТНК-BP Ковыктинского ГКМ для организации масштабного экспорта газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Российско-британская ТНК-ВР получила лицензию на Ковыкту в 1997 году. Компания планировала направить основной газ с месторождения на экспорт в Китай и Южную Корею. Однако поставки невозможно было начать без соглашения с "Газпромом" о строительстве газопровода - с 2006 года в России действует его монополия на экспорт газа.
В середине 2007 года британская ВР, ТНК-ВР и "Газпром" подписали соглашение о создании стратегического альянса, в соответствии с которым ТНК-BP продаст "Газпрому" 62,9% акций "РУСИА Петролеум" (является недропользователем Ковыктинского месторождения). Однако переговоры о деталях реализации сделки зашли в тупик. ТНК-ВР оценивала сумму сделки по продаже своей доли в Ковыктинском проекте "Газпрому" примерно в один миллиард долларов.
Переговоры осложнил конфликт акционеров ТНК-BP, а финансовый кризис окончательно лишил "Газпром" интереса к этому активу.
Три года назад Минприроды едва не отозвало лицензию на Ковыкту, так как "РУСИА Петролеум" не выполнила лицензионные условия по добыче в 2006 году 9 млрд кубометров газа. Она и не могла этого сделать, утверждают в компании, столько газа потребителям области было не нужно. Но лоббистских возможностей внести изменения в соглашения у ТНК-ВР не хватило.