"Этот год запомнится прежде всего тем, что формальные показатели, такие как рост ВВП в пределах 6%, никоим образом не дают представления о реальных итогах, – заявил во вторник на заседании Экономического клуба экспертов директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – Согласно ноябрьским данным, которые опубликовал Росстат, ситуация в экономике резко ухудшилась. Если же говорить о декабре, то показатели промышленного производства будут еще хуже – спад ожидается примерно на 10%, если сравнивать этот показатель с декабрем 2007 года. Таких темпов падения мы не видели уже давно, причем тенденция резко ухудшается".
- Эксперт: велика вероятность возникновения налогового сепаратизма
- Государство спасает собственников, а надо поддерживать систему в целом
- Илларионов вчитался в данные Росстата о спаде в промышленности: это катастрофа
По оптимистичным прогнозам, заметил Николаев, ВВП страны в 2009 году снизится на 4%, однако по пессимистичному сценарию падение этого показателя может составить 15%. "При этом пессимистический сценарий более вероятен, учитывая нынешние реалии", – отметил эксперт. Больше всего, по его мнению, пострадают такие отрасли, как обрабатывающая промышленность, производство газа и электроэнергии.
"В любом случае Россия переживет кризис тяжелее, чем другие страны, несмотря на все заверения властей", – отметил Николаев. Причины такого бедственного положения, по его мнению, кроются в целом ряде факторов. Во-первых, незавершенность институциональных и структурных реформ. Во-вторых, мировые цены на сырьевые товары, составляющие львиную часть российского экспорта, в обозримой перспективе будут оставаться низкими.
"И никакой ОПЕК с его инициативами по поводу снижения добычи нам не поможет, – отмечает он. – Спад потребления уже есть, и он будет продолжаться". Кроме того, российский фондовый рынок упал быстрее и сильнее остальных, тогда как ухудшающаяся макроэкономическая ситуация в стране не позволяет надеяться на его восстановление и приток инвестиций. "Инвесторы пойдут туда, где ситуация начнет более или менее выравниваться, – пояснил аналитик. – Надеяться на то, что наши биржи пойдут в рост сразу после того, как от кризиса восстановятся площадки в США и Китае, нельзя. Все будут смотреть на российские данные, которые вряд ли серьезно улучшатся". При этом России придется пережить далеко не один кризисный год, поскольку и в 2010 году ситуация вряд ли изменится к лучшему.
"В лучшем случае оживления экономики стоит ожидать к 2011–2012 годам, – отметил Николаев. – Достаточно напомнить такой факт, что к уровню предкризисного, 1997 года отечественная экономика восстановилась лишь в 2006 году".
Эксперт: велика вероятность возникновения налогового сепаратизма
"Серьезный стресс придется испытать на себе регионам, особенно тем, где крупные предприятия являются основными источниками поступления доходов", – считает член правления Института современного развития (ИНСОР) Евгений Гонтмахер. (Напомним, что главой попечительского совета Института современного развития является президент Дмитрий Медведев.)
"Ситуация довольно сложная – основной удар кризиса, который съест 15–20% реальных доходов, падает на реальный сектор региональной экономики, – отметил эксперт. – Под ударом будут металлургическая и химическая отрасли, где речь может идти о двукратном снижении доходов. В ряде регионов, где крупные предприятия являются системообразующими, возможно возникновение ситуации, когда местная власть, образно говоря, "заляжет в кусты". Тем более что в таких городах и областях можно будет вести речь о 30–40-процентном снижении доходов".
В результате, по его мнению, велика вероятность возникновения налогового сепаратизма, когда часть губернаторов решит прекратить перечисления в федеральный бюджет из-за того, что собственные проблемы не позволят справляться с финансированием.
"Как ни странно, но именно сейчас появился шанс для модернизации страны, – считает Гонтмахер. – Властям необходимо идти на диалог с обществом, признавать собственные ошибки и реалии и вместе решать, как именно выйти из кризиса с наименьшими потерями. Проблема в том, что любая авария, связанная с отключением электроэнергии, тепла и т.д., в нынешней ситуации населением будет восприниматься совсем по-другому. Достаточно вспомнить недавние массовые протесты, прокатившиеся по Дальнему Востоку из-за грядущего повышения ввозных пошлин на иностранные автомобили, а также массовые протесты, связанные с так называемым законом о монетизации льгот, принятым в 2005 году".
Впрочем, как отметил руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-Центра" Алексей Левинсон, пока паники населения, которое в кризисные времена старается запастись товарами первой необходимости, пока не наблюдается, а если такие случаи и отмечаются, то они носят локальный характер.
"С другой стороны, есть очень большие основания полагать, что в результате кризиса пострадает около трети населения крупных городов, – заметил социолог. – При этом никакого четкого представления о перспективах у россиян нет. Под разговоры о том, что стабильность обеспечивает средний класс, происходит процесс его размывания". Как заметил Левинсон, в России средний класс сегодня – это в значительной степени бюрократия, уровень потребления которой как раз и соответствует необходимым параметрам для определения такого слоя.
Государство спасает собственников, а надо поддерживать систему в целом
"Главная проблема кризиса состоит не в том, насколько будет глубоким нынешний кризис, а в том, что он будет длительным – примерно 2–3 года, – заявил президент института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. – При этом вроде бы наши власти тратили те же деньги и на те же цели, что и другие западные страны, но получилось наоборот – мы сейчас спасаем собственников, тогда как необходимо поддерживать систему в целом".
Как считает Николаев, меры, предпринимаемые в настоящее время российским правительством, далеко не всегда являются эффективными.
"Снижение налога на прибыль с 24 до 20% не играет роли, когда по итогам этого года в стране 53% предприятий являлись убыточными, а в будущем году их количество только увеличится, так что и налогов с них взять не получится, – отметил эксперт. – Более серьезным шагом было бы снижение налога на добавленную стоимость (НДС), однако перспектив в этом направлении нет, хотя в Великобритании, например, НДС уже снижен с 17,5 до 15% на 13 месяцев".
По его мнению, если власти откажутся от повышенной индексации тарифов естественных монополий, инфляция в будущем году составит около 10%. В противном случае можно прогнозировать ее рост на уровне 16%.