EastOne выставила на продажу принадлежащую ей 25%-ную долю в офшорных компаниях, владеющих Никопольским, Стахановским и Запорожским заводами ферросплавов, а также двумя горно-обогатительными комбинатами в Днепропетровской области - Орджоникидзевским и Марганецким.
Ферросплавы используются в производстве легированной стали. Суммарная мощность трех заводов - 2,1 млн тонн ферросплавов в год (два ГОКа поставляют для них концентрат). Для сравнения: совокупный объем производства ферросплавов российскими предприятиями составляет 1,3-1,4 млн тонн.
Завод в Никополе - крупнейший из пяти активов EastOne, по объемам производства марганцевых ферросплавов (1,2 млн тонн) он занимает второе место в мире. Виктор Вексельберг уже пытался купить долю в заводе у Виктора Пинчука в 2005 году, но Пинчук тогда же лишился контрольного пакета акций НЗФ.
Он достался структурам группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В 2008 году украинские бизнесмены объединили все свои ферросплавные активы в единый холдинг, где каждый из трех предпринимателей контролирует по 25% общей структуры, которая является монополистом на внутреннем рынке ферросплавов Украины, а также занимает 40% российского рынка и 20% мирового.
Сумма возможной сделки пока не известна. Исходя из производственных мощностей, общая стоимость украинских активов может составлять 2,5 млрд долларов, подсчитал Александр Макаров из Dragon Capital. Но если оценивать активы исходя из аналогичных сделок, то только заводы могут стоить до 5 млрд, считает Олег Петропавловский из БКС. В этом случае блокирующая доля в украинских активах может обойтись Виктору Вексельбергу в сумму от 600 млн долларов до 1,5 млрд.
Но, как уточняет издание, в последние несколько лет Виктор Пинчук и его представители почти не участвовали в операционной деятельности ферросплавных активов, все ограничивалось лишь дивидендами пропорционально доле. Вполне возможно, что на таких же условиях входит в этот бизнес и Виктор Вексельберг.