По данным ЦБ РФ, с января по июнь в Россию поступило иностранной наличной валюты почти на 63 млрд долларов, что на 49% больше, чем за тот же период 2005 года. За это же время на 420 млрд рублей увеличился и объем "резервных денег", которые характеризуют темпы денежной эмиссии в стране.
Этот показатель включает в себя все выпущенные Банком России наличные рубли, средства на счетах кредитных организаций в ЦБ, а также депозиты предприятий до востребования. Как пишет газета "Новые известия", самое большое влияние на темпы прироста резервных денег оказывает регулярная печать все новых рублей, что ускоряет инфляцию так, что не помогают даже отчисления в стабфонд.
Нынешнюю ситуацию с инфляцией министр финансов Алексей Кудрин в интервью газете "Коммерсант" объяснил следующим образом: "Причина инфляции - чрезмерное предложение денег в экономике. Если с 1 января по 1 августа 2005 года золотовалютные резервы выросли на 20 млрд долларов, то за аналогичный период этого года уже на 83 млрд долларов. Это означает, что ЦБ на эту сумму напечатал рубли и направил в экономику. За этот же период денежная база приросла в 2005 году на 9%, а сейчас уже на 12%".
По мнению министра финансов, правительство обязано продолжать борьбу с инфляцией при помощи стерилизации денежной массы, ни в коем случае не повышая свои расходы. "Поэтому приходится осуществлять стерилизацию в большем объеме - в 2006 году в рамках бюджета было уже стерилизовано 1,3 трлн рублей. В основном через стабфонд. В прошлом году этот показатель составлял лишь 807 млрд рублей, а с января по август ЦБ вообще не проводил стерилизацию. Когда мы не можем сдержать инфляцию мерами стерилизации, происходит укрепление рубля", - заявил Кудрин.
При этом, по мнению министра финансов, в дальнейшем ЦБ не сможет справляться с увеличивающимся притоком валюты, недостаточно будет и возможностей стабфонда.
"Если цена на нефть будет еще выше, увеличится и приток валюты, и тогда ЦБ, даже укрепляя валюту, будет вынужден большой объем долларов выкупать. Стабфонд как инструмент борьбы с инфляцией работает автоматически. Но когда мы изменили цену отсечения, мы как раз и разоружились перед высокими ценами на нефть. Считалось, что если будет 40 долларов за баррель, то будет все хорошо. Но цены оказались выше. Получается, что мы затупили свои инструменты по борьбе с инфляцией", - объяснил КУдрин.
Между тем с позицией Кудрина согласны далеко не все. Так, по словам заместителя директора Института экономики РАН Анатолия Борковского, Минфину давно следует научиться преобразовывать деньги в товары, вкладывая небольшие суммы в конкурентоспособное производство. "Иначе ни одну из поставленных задач страна не выполнит. Прячут деньги, чтобы от инфляции уберечься, а она пляшет вовсю. По всей России в июле цены в среднем выросли на 0,7%, хотя летом, по прогнозам чиновников, инфляция не должна превышать 0,3-0,4%", - подчеркнул Борковский.
Считают уязвимой позицию Минфина и гендиректор Бюро экономического анализа Евгений Шаститко: "Уже года два вопрос увеличения денежной массы стоит на повестке дня как наиболее острый. Но до сих пор внятных путей решения этой проблемы нет. Если ЦБ прекратит печатать деньги, доллар в России может быстро обесцениться, но это властям невыгодно - все-таки 45% средств стабфонда хранится в американской валюте. С другой стороны, постоянное увеличение денежной базы все равно будет влиять на инфляцию, и даже стабфонд не справится с такой массой".
Интересно, что министр финансов, зная о том, что многие, в том числе и в правительстве, не согласны с его позицией, заявил, что он считает свою точку зрения единственно верной.
"Я лучше знаю, какая финансовая политика должна быть в стране. Не все министры обязаны быть специалистами в макроэкономике, а я обязан. Когда я говорю - надо поступить так, а мое предложение не принимается, то я имею моральное право сказать, что правительство ошибается. Кроме меня, этого никто не скажет - это моя функция", - заявил Кудрин.