Такого не было даже во время первой войны в Заливе 1991 года и последней иракской кампании, констатирует ВВС. В Лондоне цена нефти марки Brent составила $38,4 за баррель.
Аналитики называют ряд факторов, толкающих нефтяные цены вверх: продолжающиеся спекуляции инвестиционных фондов на нефтяном рынке, увеличение спроса на моторное топливо в США на фоне низкого уровня резервных запасов нефти и бензина, растущий спрос на нефть в Китае. Но похоже, что главной причиной роста цен является напряженная ситуация на Ближнем Востоке, заставляющая опасаться сокращения нефтяного экспорта из стран Персидского залива, пишет "Коммерсант".
"В цену сырой нефти закладывается военная премия, или премия страха, - заявил Эд Силлиере, вице-президент по управлению рисками нью-йоркской корпорации Energy Merchant. - Кажется, что "Аль-Каида" готова, хочет и может атаковать нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии, и этот страх вызывает волну спекуляций на Нью-Йоркской товарной бирже". По подсчетам американских аналитиков, "военная премия" в цене нефти составляет от $8 до $10.
В конце прошлой недели из-за теракта на одном из иракских нефтепроводов были значительно сокращены поставки нефти, и иракские власти до сих пор не могут сказать, когда поставки возобновятся в полном объеме. Кроме того, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), многие страны -экспортеры нефти не успевают за растущим мировым спросом на энергоресурсы, где абсолютным лидером признан Китай.
МЭА призвало ОПЕК увеличить производство нефти с нынешних 23,5 млн баррелей в день до 26,5 млн баррелей в день, чтобы успокоить рынок. Мнения в ОПЕК разделились. Некоторые его члены говорят, что организация не в состоянии изменить ситуацию.
Министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль вчера заявил, что увеличение нефтяного экспорта странами - членами ОПЕК вряд ли приведет к снижению цен, поскольку летом и осенью спрос на нефть в США и Европе вырастает, в том числе из-за активного пополнения резервных запасов.
По его словам, многие страны-экспортеры уже сейчас работают на пределе своих мощностей, а реальный объем добычи нефти в рамках ОПЕК превышает общую квоту (23,5 млн баррелей в день) почти на 3 млн баррелей в день, так что решение о наращивании производства нефти может быть принято только на бумаге.
Хотя о реальном положении дел в ОПЕК судить трудно, так как большинство членов картеля не допускают к своей нефти иностранные компании и наблюдателей. Однако в МЭА уверены, что Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты имеют дополнительные экспортные возможности.
Саудовская Аравия предложила партнерам по ОПЕК увеличить ежедневную добычу на полтора миллиона баррелей, начиная со следующего месяца. Эр-Рияд готов взять на себя от 0,5 до 1 млн тонн из этого количества.
Как утверждают аналитики агентства, страны-нефтеэкспортеры, не входящие в ОПЕК, также работают на пределе возможностей. Единственной страной, безотказно наращивающей экспорт нефти, является Россия. Впрочем, как заявил вчера в интервью Reuters глава государственной монополии "Транснефть" Семен Вайншток, сейчас компания транспортирует порядка 4 млн баррелей в день - практически на пределе своих возможностей.
Он говорит, что для увеличения добычи и экспорта нефти в России необходимо увеличить пропускную способность трубопроводов примерно на 800 тыс. баррелей в день. "Необходимо, чтобы правительство быстро решило относительно расширения Приморска (порт в Ленинградской области) и расширения хотя бы одной из главных экспортных труб",- заявил он.
Но правительство, похоже, не очень радуют возможность расширения нефтяного экспорта и нынешнее положение дел на мировом рынке нефти. Вчера и. о. министра промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил: "Лучше иметь более прогнозируемую, равномерную ситуацию, нежели пиковые точки (нефтяных цен). В любом варианте это пиковые вещи, радоваться которым не стоит, потому что любой пик может заканчиваться обвалом".