Росрыболовство по осетровому браконьерству занимает крайне жесткую позицию. Как отмечает глава ведомства Андрей Крайний, "наказание за него должно стать таким же суровым, как за распространение наркотиков". Пока ужесточился лишь порядок использования осетровых для воспроизводства.
По приказу Крайнего теперь все случаи вылова этих рыб даже в научных целях должны происходить в режиме видеосъемки с трансляцией в центре мониторинга в Москве. Выбракованные в процессе отлова особи должны возвращаться в естественную среду.
"Есть квота на воспроизводство. В ее рамках выращиваются мальки и запускаются обратно в среду обитания. Но "по техническим причинам" ежегодно ученые бракуют 9-10 тонн продукта из квоты, - рассказал "Новым Известиям" Центра общественных связей ведомства Александр Савельев. - Его отправляют на переработку только на три предприятия (Калужский рыбоводный осетровый комплекс, Пронский рыбоводный осетровый комплекс и Адыгейский рыбоводный осетровый центр). Только эта продукция считается легально добытой из дикой природы."
Законопроект призван закрепить права государства на любые операции с осетровыми. Дикие популяции таких рыб (во внутренних водах и исключительной экономической зоне России) должны перейти в федеральную собственность.
Только искусственно выращенные осетровые смогут находиться в частной собственности (а также в региональной и муниципальной), но регулировать объемы и квоты допустимого улова, а также контролировать производство и оборот продукции будет государство.
По расчетам Росрыболовства, действие долгожданного закона позволило бы России через 14-15 лет ежегодно производить 300-400 тонн черной икры. На сегодня это общий объем официального мирового рынка деликатеса.