В основе этого иска – Договор по Энергетической хартии, вступивший в силу в 1998 году, документ, который защищает иностранные инвестиции от серьезных политических рисков, в том числе от экспроприации и национализации без адекватного возмещения, напоминает La Stampa (полный текст на Inopressa.ru).
С таким заявлением в Брюсселе выступил Тим Осборн, директор Gml (Gruppo Menatep Ltd). Он, в частности, уточнил, что первое слушание по обоснованности иска, как ожидается, пройдет в ноябре. Oн не исключил того, что неустойка, которую придется заплатить, может достигнуть 100 миллиардов. На разбирательство может уйти четыре года.
Наступление Gml, начавшееся в 2005 году, основывается на том, что Россия подписала Энергетическую хартию в 1994 году. Несмотря на то, что Россия так и не ратифицировала документ, она должна соблюдать его в соответствии со статьей 45, согласно которой страны, подписавшие документ, обязаны защищать инвестиции временно (до ратификации), если только страна не примет решения об "opt out" – выходе из Хартии или если национальное законодательство однозначно запрещает временный режим. Два этих положения, по заявлениям акционеров ЮКОСа, не имеют значения для Москвы.