Банк "Нефтяной" почти полностью свернул свою деятельность, и в скором времени его акционеры официально примут решение о ликвидации. Добровольная ликвидация "Нефтяного" станет логичным итогом скандала вокруг собственника банка Игоря Линшица, обвиненного в незаконных банковских операциях и объявленного в розыск. Накануне стало известно, что по делу "Нефтяного" арестованы еще два банкира - Андрей Салимов и Станислав Прасолов.
Самоликвидация кредитной организации - явление в России достаточно редкое. С начала 90-х годов таких случаев было не больше десяти, самый известный из них - ликвидация банка "СБС-Агро". Примечательно, что глава банка Марина Чекурова до перехода в "Нефтяной" была замгендиректора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и занималась как раз ликвидацией проблемных банков. Накануне она сообщила, что банк постепенно сворачивает свою деятельность, в частности расформировываются некоторые подразделения.
По словам источника "Времени новостей" в банке, скорее всего на следующей неделе "Нефтяной" выпустит некое "официальное сообщение".
При этом собеседник газеты отметил, что вопрос о самоликвидации в любом случае находится в компетенции Центробанка. По закону ЦБ может рассматривать ходатайство лишь при предъявлении доказательств урегулирования всех обязательств между банком и его клиентами. Как заявила Чекурова, с декабря по апрель менеджменту банка удалось погасить обязательства перед клиентами на сумму порядка 160 млн долларов, в том числе на 16 млн долларов - перед вкладчиками. Как заявил газете источник в банке, в ближайшее время оставшиеся обязательства будут урегулированы - по крайней мере активов у банка для этого хватает.
Вчера же Центробанк запретил "Нефтяному" принимать вклады населения (впрочем, банк добровольно перестал привлекать деньги частных клиентов три месяца назад). Как сообщил источник газеты в банке, вплоть до вчерашнего дня ЦБ проводил трехнедельную внеплановую проверку - именно по ее итогам и было принято такое решение.
Проблемы у "Нефтяного" появились после проведенных Генпрокуратурой в декабре прошлого года шумных обысков в офисе банка. Практически сразу же правоохранительные органы распространили сообщения, что подозревают банк в легализации преступных доходов. Пока раскручивался скандал, из банка начался отток частных и корпоративных клиентов. Если осенью прошлого года "Нефтяной" входил в топ-100 крупнейших российских кредитных организаций, то в начале нынешнего скатился во вторую сотню.
В феврале в федеральный розыск был объявлен Игорь Линшиц - глава концерна "Нефтяной", куда входит одноименной банк. Его обвинили в проведении незаконных банковских операций, доход от которых, по версии следствия, составил 57 млрд рублей, причем около 600 млн рублей из них поступило в распоряжение самого Линшица. С тех пор глава "Нефтяного" находится в международном розыске. По неофициальной информации, сейчас он в Израиле и готовится получить гражданство этой страны. По делу "Нефтяного" арестовано несколько бывших его топ-менеджеров - в среду были задержаны Андрей Салимов и Станислав Прасолов, до февраля прошлого года занимавшие посты первого заместителя и заместителя председателя правления. В феврале нынешнего года арестованы главный бухгалтер "Нефтяного" Наталия Фролова и бывший руководитель отдела векселей Вера Гаврилова.