"У нас нет бизнес-модели будущего, модели прорыва, - констатировал Греф. - Нет консенсуса о том, что надо делать, а значит, не может быть решения - как". По его мнению, необходимо в первую очередь осознать приоритет развития экономики и социальной политики, и соответствующим образом адаптировать систему управления. Он также заявил, что нацпроекты не дадут искомого результата из-за недостаточно качественного структурирования, а ресурсы нацпроектов нужно направить на абсолютно другие цели, включая создание новой модели в образовании, здравоохранении, госуправлении, судебной системе, и развитие технологий, которые в развитых странах "совершенно взорвали все сферы - сферу управления в первую очередь".
"Это не зависит от объема денег. В эффективной системе управления ты в отсутствии ресурсов находишь пути решения, в неэффективной модели ты при избытке ресурсов единственное что производишь - большое количество шума, которое не дает качественного результата. В макромасштабе все то же самое - если у тебя нет эффективного инструмента, совершенно бессмысленно обсуждать все остальное", - добавил Греф.
Первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, возразил главе Сбербанка, что у правительства есть четкие цели и задачи. "Цели есть, ресурсы есть, люди, которые будут исполнять эти цели, тоже есть. Раньше такого не было!", - сказал Силуанов. В ответ на это Греф возразил: "Колеса есть, руль есть, все есть, но не едет". Ранее Силуанов раскритиковал главу Счетной палаты Алексея Кудрина, который также скептически отозвался о перспективах развития российской экономики.
Греф также обратил внимание на избыточное количество и недостаточное качество чиновников, которых в 2000 году было 1 млн 156 тыс., а сейчас 2,2 млн. "В следующем году будем сокращать", - отреагировал Силуанов. Он также отметил, что нацпроекты "дадут движение вперед" развитию экономики, но не могут являться единственным структурным инструментом. Ранее отмечалось, что сути нацпроектов не понимают и рядовые россияне, жизнь которых после анонсирования программ как минимум не улучшилась.
"Такой макроэкономики, как в России, пожалуй, нет ни в одной другой стране. Но микроклимат - защита прав собственности, условия ведения бизнеса, доступность ресурсов - находится в самом низу", - констатировал первый вице-премьер, добавив, что государство должно гарантировать предпринимателям неизменность условий, обеспечить защиту прав собственности и "не кошмарить бизнес". По данным ЦБ, опубликованным в начале апреля, прямые иностранные инвестиции в уставные капиталы российских компаний в 2018 году сократились на 6,5 млрд долларов, достигнув минимального значения с 1997 года.
Зарубежные инвесторы, участвовавшие в капитале российских компаний, изъяли вложения на 22,4 млрд долларов, а объем вновь поступивших инвестиций составил лишь 15,9 млрд, в два с лишним раза меньше среднего показателя за предыдущие десять лет.
Отток капитала начал ускоряться в 2018 году из-за опасений иностранных и местных инвесторов перед внешними шоками. Капитал уходит через отток прямых иностранных инвестиций, снижение объемов внешней задолженности и стремления россиян хранить валюту вне банковской системы. При этом к новым оттокам могут привести новые санкции и другие внешние шоки.