Что именно и в связи с каким делом проверяет Генпрокуратура в ЦБ ни в самом банке, ни в Генпрокуратуре не комментируют
Архив NEWSru.com

Пресса в среду комментирует сенсационное объявление Минфина о том, что Генпрокуратура проверяет Центробанк. Все обозреватели указывают, что эта проверка прикрывает ЦБ от ревизоров Счетной палаты, которой ранее воспротивился глава финансового ведомства Алексей Кудрин. А "Коммерсант" и "Время новостей" со ссылкой на источники в Генпрокуратуре утверждают, что проверка могла стать результатом обстоятельств, вскрывшихся при расследовании убийства Андрея Козлова.

Как пояснил "Коммерсанту" один из сотрудников Генпрокуратуры, "наше ведомство могло войти в ЦБ только при наличии какого-либо уголовного дела". Что именно и в связи с каким делом проверяет Генпрокуратура в ЦБ ни в самом банке, ни в Генпрокуратуре не комментируют. Но сразу несколько источников в правоохранительных органах рассказали, что проверки Генпрокуратуры в ЦБ начались в ходе расследования дела об убийстве первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Источники говорят, что уже после выемок и допросов, напрямую связанных с делом господина Козлова, следователи несколько раз приходили в ЦБ и изымали документы, связанные с проблемными банками.

Защитились от проверки Счетной палаты

Формулировки в сообщении Минфина звучат сенсационно: прокуратура никогда комплексно не проверяла, соблюдает ли регулятор российской банковской системы банковское законодательство. Даже расследование обстоятельств кризиса 1998 года не имело такого статуса (напомним, что это расследование длилось несколько лет, а единственным виновным был признан замначальника ГУ ЦБ по Москве Александр Алексеев; по большинству эпизодов дело было закрыто).

Не исключено, что таким образом глава Минфина Алексей Кудрин защищается от попыток главы СП Сергея Степашина проверить, как ЦБ и Минфин управляют средствами Стабилизационного фонда, полагает РБК daily.

О предыстории конфликта напоминает "Время новостей".

Противостояние между Сергеем Степашиным и Алексеем Кудриным началось после того как в прошлую среду НБС, возглавляемый министром финансов, отказал Счетной палате в праве проверять Центробанк. Кудрин сначала объяснял решение НБС техническими причинами - мол, предложение, поступившее от аудитора, было неверно составлено. В ответ глава Счетной палаты заявил, что "все было по закону", и напомнил, что еще в ноябре отправил президенту Путину письмо, где объяснял необходимость проверить деятельность Центробанка в связи с убийством в сентябре первого заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова. Последующие заявления министра о том, что в дальнейшем НБС может разрешить Счетной палате проверить банковского регулятора, видимо, не удовлетворили Степашина. Не исключено, что это и стало причиной появления вчера более подробных объяснений.

Вполне возможно, что, публикуя вчера заявление о комплексной проверке ЦБ Генпрокуратурой, Минфин преследовал цель всего лишь несколько охладить служебное рвение Счетной палаты, дав понять, что Банком России уже занимаются самые главные проверяющие ведомства. Между тем вряд ли в Минфине не отдавали себе отчета в том, что подобная огласка может бросить тень на деятельность и авторитет Центробанка. Это прекрасно понимают и в ЦБ. Вчера сотрудники Банка России в неофициальных беседах выражали "удивление" и "сожаление" в связи с появлением пресс-релиза Минфина.