"Роснефти" как раз сейчас приходится обслуживать кредит в размере 5,7 млрд долларов, производителю стали "Евразу" – возвращать 1,8 млрд долларов, однако эти деньги поступают не в российские, а в иностранные банки.
В апреле российские институты окажутся в еще более стесненных условиях. Им нужно будет заплатить НДС за первый квартал, порядка 600 млрд рублей в секторе, ликвидность которого не превышает 800 млрд рублей.
Тем не менее, в этом году банковские менеджеры сохраняют спокойствие. Доверие к Центробанку велико. Уже в августе прошлого года, когда до России докатились первые волны ипотечного кризиса, он обеспечил сектор дополнительными деньгами. Если частные банки столкнутся с трудностями, возможны решения, аналогичные принятым в 2004 году. Тогда, помимо прочего, кратковременный кризис доверия раскачал частный Гута-банк – который затем перешел в руки государственного банка ВТБ.
Тем не менее, одну проблему аналитики все же видят: если Центральный банк беспрерывно должен вбрасывать на рынок деньги, то таким образом повышается инфляционное давление, которое заставляет нервничать российское население.
Как показывает исследование Deutsche Bank Research, объемы кредитов и вкладов в России ежегодно повышаются на 35-45%. Ипотека еще не выросла из детских штанишек. При росте экономики примерно в 7% увеличиваются прибыли предприятий и доходная часть бюджета. Одиннадцатая национальная экономика мира сохраняет потенциал роста за счет банковских операций частных клиентов.
Уже в течение последних двух лет иностранные финансовые институты проявляют особую активность на российском банковском рынке. С января 2006 года доля международных финансовых институтов в секторе повысилась с 8,3% до более чем 12%. Совсем недавно за 745 млн долларов британский Barclays Bank приобрел "Экспобанк".