Собственником единственного в регионе профильного института по проектированию алюминиевых мощностей, гражданских и промышленных объектов является "Русал". По проектам СибВАМИ были построены Иркутский, Братский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, алюминиевый завод в КНДР и ряд других.
- Как НИИ становились подразделениями промышленных гигантов
- Официально об урезании расходов на науку не объявлено
По официальным данным на 30 июня 2008 года стоимость чистых активов СибВАМИ составляла 73,2 млн рублей. Коэффициент задолженности (отношение сумм привлеченных средств к капиталу и резервам) составляло 42,1% при норме менее 70%. Более 60% заказов СибВАМИ осуществлял для структур, входящих в состав материнской компании. Однако из-за финансовых трудностей корпорация больше не имеет возможности содержать институт.
В пресс-службе "Русала" BFM основной причиной закрытия НИИ назвали "оптимизацию персонала в рамках сокращения издержек".
"В связи с экономическим кризисом цена на алюминий упала по сравнению с летом 2008 года более чем на 60% и составляет около 1,4 тысячи долларов за тонну. При такой цене на алюминий заводы становятся нерентабельными. В текущей ситуации компания считает необходимым сохранить основное производство, поэтому необходимые мероприятия по оптимизации персонала будут в первую очередь реализованы на сервисных и вспомогательных предприятиях. В проектных организациях завершен процесс перехода на современные технологии проектирования, что позволяет перейти к централизации проектных работ и снизить количество задействованных специалистов. СибВАМИ в связи с завершением крупных проектов и соответствующим сокращением объема внутренних заказов в Иркутской области будет сокращен. Снижение численности проводится в полном соответствии с действующим законодательством. Проектные работы будут централизованы в ВАМИ (Всероссийский алюминиево-магниевый институт) в Санкт-Петербурге", - сообщила порталу пресс-служба компании.
BFM отмечает, что и расходы на деятельность оставшегося в структуре компании ВАМИ также будут сокращены. Петербургский институт, принадлежащий "Русалу", потеряет 400 сотрудников - около 80% персонала планируется сократить в марте 2009 года.
Как НИИ становились подразделениями промышленных гигантов
В годы активной приватизации и в последующий период экономического подъема крупные российские компании приобретали отраслевые НИИ для проведения исследований и разработок, направленных на улучшение качества продукции и оптимизации производства. В результате НИИ и проектные институты становились корпоративными подразделениями промышленных гигантов.
Последнее поглощение научного института в декабре 2008 года сделал холдинг "Металлоинвест" Алишера Усманова, приобретя 99,01% "Городского института проектирования металлургических заводов" (ООО "Гипромез"). В 1994 году СУАЛ купила 20% акций СибВАМИ, в 2001 году увеличив пакет акций до 90%. В середине 90-х РУСАЛ владел лишь 23% пакетом акций ВАМИ, который достался ему вместе с Красноярским алюминиевым заводом, в 2003 году он консолидировал 90% акций ВАМИ. Затем при создании объединенной компании оба института перешли к новому собственнику ОК РУСАЛ.
ГМК "Норильский никель" в 1994 году приобрел отраслевой институт "Гипроникель" в ходе приватизации, подразделение было включено в список активов. В 2007 году на базе института "Норникель" консолидировал все свои научные-технические активы - "Норильскпроект", Горно-металлургический опытно-исследовательский центр Заполярного филиала ГМК, проектно-исследовательский центр "Кольская ГМК", а также научно-технические библиотеки в Норильске и Мончегорске.
По информации УК "Финам Менеджмент", на направление R&D (research & development) в России тратится около 415 млрд рублей в год, это примерно 1% ВВП. Ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает в интервью BFM, что большинство корпораций сейчас стремится сохранить основной бизнес, а потому все прочие активы могут быть закрыты или проданы. Частные компании, чтобы минимизировать свои расходы, могут избавляться от НИИ и подобных активов. "Учитывая непростое экономическое положение в реальном секторе, полагаю, что затраты на научные разработки могут сократиться до 330-350 млрд рублей в год. В условиях кризиса лучше будут чувствовать себя НИИ, работающие на государственном финансировании. Оно, хоть и в меньших объемах, но будет поступать", - добавляет эксперт.
Официально об урезании расходов на науку не объявлено
Однако НИИ, работающие в области фундаментальной и прикладной науки под эгидой государственных структур - Росатома, Роснауки, Роскосмоса и других — сейчас также испытывают трудности.
"Пока официально о секвестировании бюджетных расходов на научные разработки объявлено не было. Их финансирование на 2009 год запланировано примерно в том же объеме, что и в 2008 году. А средства, которые поступили в НИИ в недостаточном количестве, объясняются неполным доведением лимита бюджетного финансирования", - отметил Юрий Козлов, начальник управления развития поисковых исследований и новых технологий Роснауки.
В государственном научно-исследовательском и проектном институте редкометаллической промышленности "Гиредмет", работающем под эгидой Росатома, отмечают, что кризис они почувствовали уже в конце прошлого года.
"Нам теперь придется работать в жестких условиях. Мы столкнулись с тем, что средства, выделяемые из госбюджета в рамках федеральных целевых программ, сократились на 15%, при этом обязательств по проведению исследований и проектированию с нас никто не снял", - отмечает помощник директора "Гиредмета" Владимир Миронов.
Собеседник не раскрывает финансовые показатели деятельности организации, отмечая, что большая часть исследований института проводилась в рамках госзаказа. "Заказы от частных компаний - российских и зарубежных - институт также проводит. Все взаимоотношения с клиентами построены на многолетнем опыте сотрудничества. Пока оттока клиентов мы не отметили, однако прогнозировать, что будет дальше, пока сложно, - говорит Миронов. - Ясно, что сейчас мы не можем рассчитывать на повышение заработных плат сотрудникам. Вероятно, что в данных условиях и привлечение молодых специалистов к работе в нашей организации тоже будет весьма проблематично".
НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына (входит в состав МГУ) в этом году еще не получил средств на дальнейшее развитие и исследования.
"Сейчас пока только ходят разговоры о грядущем секвестре расходов на науку, - отмечает в интервью BFM заместитель директора института, профессор Виктор Саврин. - Стандартно ежегодно на исследования нам выделялось от 240 до 300 млн рублей. Понятно, что этих средств на проведение исследований недостаточно. При этом примерно 120 млн рублей в год отправлялось на выплату зарплат сотрудникам (около 1 тысячи человек)". Несложно подсчитать, что сотрудники института в среднем получают 10 тысяч рублей в месяц.
При этом Саврин отмечает, что в России только 50% выпускников профильных институтов остаются работать в науке, половина из них уезжает за границу, где больше возможности для научных разработок.
По статистике Евростата, в первой половине 2008 года на R&D в странах ЕС тратилось 1,84% ВВП, на бизнес приходилось 1,17%, в США эта пропорция составила соответственно 2,67% и 1,87%, а в Японии – 3,2% и 2,4%. В 2007 году по статистике OECD, в США затраты на научно-исследовательскую деятельность составили 343,7 млрд долларов, в Японии - 138,8 млрд долларов, в странах Евросоюза - 242,8 млрд долларов.