В кризис та классическая рыночная система не будет работать, считает Шмаков: "Свободный рынок - это бред".
"Национализация - это что? Пришел чиновник с погонами или без и сказал: "Я думаю, что это надо прибрать к рукам государства" - и прибрал? Должны быть правила, основанные на законах, критериях, последствиях", - рассуждает профсоюзный лидер.
Стратегические предприятия, чтобы не потерять их потенциал, конечно, должны и могут быть национализированы, особенно как в случае с Пикалево, считает он. "Но у государства нет средств. А у нас сегодня госзаказ по тем предприятиям, по которым согласован, - деньги не дошли", - говорит Шмаков.
"Казенные заводы стоят с неоплаченными долгами еще с прошлого года. Заводы по ремонту военной техники, особенно флотские, стоят из-за нефинансирования. Поэтому уповать на государство, что все будет национализировано и станет петь и плясать, не приходится, - подводит он итог. - Но сама национализация все-таки должна быть по учебникам, в которых написано, что национализировать - провести реструктуризацию за счет государства и продать новому, более эффективному собственнику".
Профсоюзы ведут свой мониторинг, который говорит о том, что в начале осени число безработных увеличится на 400 тысяч человек, причем официально зарегистрированных. Это, естественно, потянет за собой и общее количество безработных, подсчитанных по методике Международной организации труда. Это значит, что общая цифра будет за 3 миллиона, подчеркивает Шмаков. В целом по стране это составит 10% трудоспособного населения, при нынешних 9,5%.