Группа сообщила, что Россия в пятницу вечером назначила своего арбитра для разбирательств с группой в рамках Договора к Энергетической хартии.
Представляющий интересы Group Menatep партнер юридической фирмы Shearman & Sterling LLP Эммануэль Гайяр сообщил "Коммерсанту", что Россия выбрала в качестве арбитра американского судью Стивена Швебела, в 1997-2000 годах являвшегося председателем Международного суда ООН. Menatep со своей стороны назначил арбитром партнера американской юридической фирмы Sidley Austin Brown & Wood LLP Даниэля Прайса, бывшего сотрудника управления представителя США на торговых переговорах (подразделение исполнительного управления при президенте США, ответственное за формулирование и осуществление торгово-экономической политики США).
Напомним, об угрозе подать иск в рамках Энергетической хартии Group Menatep уведомила Российскую Федерацию еще в начале ноября. По положениям Хартии, разбирательства могут быть вынесены на судебный уровень, если до этого в трехмесячный срок сторонам не удалось найти мирного разрешения спора. Этот срок истек, и Group Menatep потребовала судебного разбирательства вопроса об "экспроприации инвестиций". Стороны должны были до 8 апреля выбрать по арбитру, которым предстоит найти председателя арбитража.
Кроме того, Group Menatep также сообщила, что к претензиям подконтрольных группе компаний Hulley Enterprises и Yukos Universal, являющихся непосредственными владельцами акций ЮКОСа, присоединился фонд Veteran Petroleum. В итоге сумма претензий к России в рамках этого дела выросла с 28,3 млрд до 33,1 млрд долларов.
Адвокат Гайяр выразил мнение, что назначение Россией арбитра в отведенные сроки "показывает ее очень серьезное отношение к этому спору".
Теперь в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ два уже назначенных арбитра должны в течение 30 дней выбрать третьего, который станет председателем арбитража. Если же арбитры не смогут договориться о председателе арбитража, его назначит "компетентный орган" (обычно международный суд), выбранный генеральным секретарем постоянного третейского суда в Гааге.
Вопросы экспроприации освещаются в 13-й статье Хартии: "Инвестор, понесший ущерб, имеет право, в соответствии с законодательством договаривающейся стороны, осуществляющей экспроприацию, на незамедлительное рассмотрение судебным или другим компетентным и независимым органом этой договаривающейся стороны своего дела, оценки стоимости его инвестиции и выплаты компенсации. Размер такой компенсации соответствует справедливой рыночной стоимости экспроприированной инвестиции на момент, непосредственно предшествовавший экспроприации, или до того момента, когда известие о предстоящей экспроприации повлияло на стоимость инвестиции".
В октябре 2003 года, до ареста Михаила Ходорковского, стоимость компании составляла 17 млрд долларов, а с учетом роста мировых цен на энергоносители она выросла бы еще больше, однако сейчас ее стоимость практически равна нулю, отмечают истцы. Падение ценности главного актива Group Menatep - акций ЮКОСа - истцы и называют экспроприацией.