Правозащитная организация Amnesty International придерживается мнения, что арест и уголовное преследование бывшего главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского и других лиц, связанных с ЮКОСом имеет политический подтекст
Архив NEWSru.com
Правозащитная организация Amnesty International отреагировала на февральское обращение известных деятелей культуры и науки России, которые требовали признать бывшего главу НК ЮКОС Михаила Ходорковского политзаключенным. Организация объявила, что придерживается мнения, что арест и уголовное преследование Михаила Ходорковского и других лиц, связанных с ЮКОСом, имеет политический подтекст.

"Amnesty International отмечает широко распространённое среди адвокатов, выступающих от имени подзащитных, среди российских правозащитных организаций и других аналитиков мнение о политической мотивации соответствующих уголовных дел", - говорится в пресс-релизе организации, посвященном "делу ЮКОСа".

Представители этой правозащитной организации уже направили письма в Министерство юстиции и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которых высказывается обеспокоенность по ряду вопросов, связанных с арестом, уголовным преследованием и содержанием под стражей Михаила Ходорковского и его партнёра по бизнесу Платона Лебедева, бывшего сотрудника отдела безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, одного из ведущих юристов ЮКОСа Светланы Бахминой и адвоката Елены Аграновской.

- Кого можно считать политзаключенным
- Последнее слово Ходорковского (АУДИО и ТЕКСТ)
- Минфин сообщил: бюджет РФ на 20% состоит из денег ЮКОСа

В письмах, направленных в Министерство юстиции и Генеральному прокурору, Amnesty International выразила обеспокоенность по вопросам, включающим сообщения о препятствовании доступу к адвокату и вмешательстве в общение адвоката и подзащитного в случаях с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, закрытый характер судебных заседаний, в частности, по делу Алексея Пичугина, продолжающееся содержание под стражей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в следственном изоляторе (СИЗО) на стадии проведения следствия и судебных слушаний, заявления о недостатках медицинского ухода в случаях с Платоном Лебедевым, Алексеем Пичугиным и Светланой Бахминой, заявления о жестоком обращении с Алексеем Пичугиным и Светланой Бахминой во время содержания под стражей и содержание Алексея Пичугина в Лефортово, следственном изоляторе, находящемся в ведении Федеральной службы безопасности.

Amnesty International полагает, что вопросы, вызывающие беспокойство в данных случаях, свидетельствуют о наличии более широких проблем в системе уголовного правосудия в Российской Федерации, связанных с независимостью судей, доступом граждан к правовой помощи, условиями содержания под стражей, а также применением пыток и жестокого обращения с целью получения признания.

"Высказывая беспокойство российским властям по этим вопросам в контексте уголовных дел вокруг ЮКОСа, мы надеемся способствовать соблюдению и укреплению прав человека и международных норм в области справедливого правосудия для всех людей, сталкивающихся с системой уголовного правосудия в России", - говорится в пресс-релизе правозащитной организации.

Российские правозащитные организации и отдельные правозащитники считают, что Михаил Ходорковский подвергается уголовному преследованию за свою политическую деятельность, включая финансирование политических партий.

ПАСЕ сделала заключение, что "обстоятельства ареста и судебного процесса над руководителями ЮКОСа позволяют сделать вывод, что вовлеченность государства в эти дела выходит далеко за рамки исполнения уголовного судопроизводства, а имеет целью, в том числе, ослабление открыто выражавшего свое мнение политического оппонента, запугивание других состоятельных лиц и возвращение себе контроля над стратегическими экономическими активами". Безусловно, российские правозащитники отметили определённое "похолодание" в сфере свободы слова и политического плюрализма в России в результате уголовного преследования этих людей.

В пресс-релизе отмечается, что вне зависимости от того, имеет ли место политическая мотивация или нет, российские власти должны обеспечить справедливое слушание по делам Михаила Ходорковского и его соответчиков и коллег в соответствии с обязательствами Российской Федерации согласно международным договорам в области прав человека, участницей которых она является.

Последнее слово Ходорковского в суде вызвало в зале овации

Сам Михаил Ходорковский в понедельник выступил в суде с последним словом.

- ТЕКСТ полной расшифровки последнего слова Ходорковского
- АУДИОЗАПИСЬ последнего слова Ходорковского
- Аудиозапись трехдневного выступления адвоката Ходорковского Генриха Падвы
- После объявления приговора Невзлин расскажет правду о коррупции в Кремле

"У меня нет ни яхт, ни гоночных машин, - заявил Ходорковский, - дом для статьи в "Комсомолке" сфотографировали не мой: мой - гораздо меньше, его они и не заметили. Имущества за рубежом у меня нет - спросите у спецслужб. Я был неправильным олигархом". По словам Ходорковского, его возмущает сам факт ничем не обоснованного обвинения, предъявленного ему и Лебедеву теми, кто мечтал продвинуться по карьерной лестнице.

"Полтора года назад вооруженные люди задержали меня и отказались выпустить под залог", - сказал Ходорковский. Целью подобных действий со стороны правоохранительных органов, по его словам, является "планомерное уничтожение ЮКОСа. "Его (процесс) затеяли определенные влиятельные люди с целью забрать процветающую компанию, а точнее - ее прибыль", - подчеркнул он.

"Меня держат под арестом, несмотря на поручительства самых уважаемых людей страны, - заявил обвиняемый. - Все это делалось для своекорыстного интереса: меня посадили для того, чтобы я не мешал разграбить ЮКОС. А те, кто присвоил имущество компании, никакого отношения к России не имеют". Ходорковский отметил, что после разграбления ЮКОСа в шесть раз возросло бегство капитала из страны, и возложил ответственность за это на тех, кто инициировал эту акцию.

"Два года обысков, захват заложников путем арестов, но обвинение не смогло найти наличие тайных противозаконных деяний, чтобы говорить о существовании криминальной группы", - заявил Ходорковский. В деле нет ни одного документа, равно как и свидетельских слов о получении им и Лебедевым незаконных средств.

"Два года бесчеловеческих трудов Генеральной прокуратуры и нулевой результат", - подчеркнул Ходорковский. По его словам, ему "просто не от чего защищаться в справедливом суде". "Оспаривать дешевое криминальное чтиво, написанное Генеральной прокуратурой, закон не требует".

Ходорковский коротко прошелся по всем эпизодам обвинения и заявил, что не считает себя виновным и не просит снисхождения, сообщает Пресс-центр Михаила Ходорковского.

"Я горжусь своей работой за 15 лет. Я искренне стремился работать на благо своей страны, а не на свой карман... Все, что у меня осталось, - это осознание своей правоты, деловая репутация и воля", - сказал Михаил Ходорковский.

По словам Ходорковского, "люди, которые расхищают ЮКОС, - корыстные бюрократы... Пусть полнота ответственности ляжет на тех, кто это затеял". Речь Ходорковского вызвала овации в зале суда.