Отток зарубежного капитала, дефицит кредитов в российских банках и спад доверия среди российских и иностранных акционеров резко изменили обстановку в Москве: чрезмерная уверенность сменилась унынием.
Этот процесс начался не после войны России и Грузии, хотя боевые действия сильно встревожили международных инвесторов. Самое сильное потрясение вызвали безапелляционные выражения самого Путина, когда он публично пригрозил чисткой владельцу угледобывающей компании "Мечел", котирующейся на Нью-Йоркской фондовой бирже, за предполагаемое завышение цен.
Заявление Путина обеднило российский фондовый рынок почти на 60 млрд долларов. До этого момента многие инвесторы воспринимали российский рынок как беспроигрышный вариант ставок на рост цен на нефть и газ, как площадку, которая хорошо ограждена от последствий международного кредитного кризиса.
Они не воспринимали всерьез предупреждения о политических рисках, связанных с процедурой передачи власти в Кремле. В действительности экономика восстановлена с опорой на одну-единственную основу – энергоносители.
Российские банки и рынки капитала неуклюжи и неэффективны. Внутренний рынок не смог занять освободившуюся нишу, когда источники зарубежных кредитов иссякли. Это усугубляется действиями правительства, экономическая компетентность которого довольно ограничена.
Главную ответственность за экономику ныне несет Путин, так как именно он занимает пост премьер-министра. Он перепугал рынки, говоря о бизнесменах, точно о чеченских террористах.
Он также шокировал простых россиян, заявив, что их главная тревога – рост инфляции – абсолютно не его дело. Он обвинил в инфляции Центробанк. После восьми лет роста, опиравшегося на энергоносители, Путин не очень-то готов к каким бы то ни было спадам.