Агентство Bloomberg, впрочем предостерегает от излишнего оптимизма, поскольку республиканская оппозиция верхней палаты может стать барьером на пути законодательного утверждения мер по спасению автомобильных гигантов. При этом времени на долгое обсуждение и повторное голосование у автомобилестроителей нет: глава General Motors Рик Вагонер неоднократно подчеркивал, что дожить без помощи его предприятие сможет от силы до Нового года.
Между тем, в Сенате для утверждения законопроекта необходимо 60 голосов из 100, а демократы располагают лишь 49-50 голосами. В настоящее время ведутся активные консультации. Лоббисты и представители администрации пытаются найти среди крайне негативно настроенных республиканцев сторонников законопроекта. Соотношение сил изменится в январе, но до этого времени оттягивать решение вопроса нет никакой возможности.
По сути, принятый нижней палатой законопроект является компромиссом, который позволит General Motors и Chrysler дотянуть до марта следующего года, когда в Белом доме займут кабинеты представители администрации Обамы, более лояльно настроенные по отношению к спасению крупных корпораций за счет денег налогоплательщиков.
Изначально "детройтская тройка" просила 34 миллиарда долларов, которых хватило бы на более длительный срок. На государственные деньги также претендовала компания Ford Motor, однако, когда стало ясно, что пока речь может идти лишь о краткосрочных кредитах, от своих претензий она отказалась, предпочтя продать за 6 миллиардов долларов шведскую Volvo (купленную в 1999 году за 6,4 миллиарда долларов).
Как сообщает агентство "Финмаркет", закон призван заставить компании провести реструктуризацию, чтобы обеспечить возврат кредитов. План реорганизации компании должны будут подготовить к 31 марта. Причем автопроизводители, получив кредиты, вынуждены будут согласиться на ограничение зарплат топ-менеджеров и размера дивидендов.
Законопроект предусматривает назначение президентом так называемого "автомобильного царя", который будет обладать широкими полномочиями в отношении регулирования деятельности автоконцернов, получивших госпомощь, и сможет, например, заставить их вернуть госсредства досрочно, подать заявление о банкротстве или, напротив, дать им дополнительные средства. "Царь" сможет налагать вето на расходы компаний на сумму, превышающую 100 миллионов долларов.
Bloomberg цитирует сенатора от Юты республиканца Роберта Бенетта, который считает, что у "автомобильного царя" все еще недостаточно полномочий: "Он должен иметь полномочия управляющего, которого назначают при банкротстве компаний и его распоряжения должны быть обязательными к исполнению".
В обмен на кредиты американское правительство должно получить варранты на акции, которые должны покрывать не менее 20% от суммы предоставляемых средств. Таким образом, для того, чтобы получить государственные деньги, автоконцернам придется провести дополнительную эмиссию акций, которая серьезно размоет долю нынешних акционеров.