В конце прошлой недели BoNY распространило заявление о том, что руководство ФТС обратилось к банку с письменным предложением о встрече для обсуждения возможности заключения мирового соглашения. "Мы всегда были и остаемся открытыми для разумных переговоров и будем рады провести прямую встречу с представителями Федеральной таможенной службы для обсуждения такого урегулирования", - заявили представители банка.
При этом они оговорились, что "любое мировое соглашение, однако, должно отражать безосновательность претензий, предъявленных судебными адвокатами из Майами (защищают интересы ФТС)".
История долгового разбирательства такова: российская сторона инициировала дело с целью возмещения ущерба, якобы причиненного бюджету России российской эмигранткой Люси Эдвардс, которая в 1990-х годах являлась сотрудницей BoNY и незаконно способствовала проведению через банк ряда несанкционированных денежных переводов, осуществленных без ведома руководства банка.
Дело беспрецедентно с правовой точки зрения: впервые в истории российского судопроизводства иск подается на основании закона США о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкета организациях (Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act - RICO). Именно применение этого закона объясняет сумму иска: в соответствии с RICO сумма ущерба может быть утроена, что и произошло в этом разбирательстве.
По официальной информации, иск против BoNY ФТС подала исключительно в целях защиты бюджета. По неофициальной - таможенники стремились получить в рамках процесса доступ к информации о владельцах счетов в BoNY, возможно, для их дальнейшего судебного обвинения в уклонении от уплаты налогов и таможенных пошлин с помощью банка.
Однако вряд ли то, что ФТС согласилась обсудить возможность мирового соглашения, а от этого она отказывалась почти два года, свидетельствует о том, что служба этот доступ получила. Дело ФТС против BoNY даже не рассматривалось по существу. На последнем заседании стороны по-прежнему спорили о том, может ли российский арбитраж применять RICO. Причиной, побудившей ФТС пойти на мировую, мог оказаться ставший очевидным проигрыш дела. Но даже в случае победы адвокатам ФТС в качестве гонорара нужно будет выплатить чуть меньше трети суммы иска (6,5 млрд долларов). При этом взыскать с BoNY деньги тяжело, так как у банка нет счетов России, на которые можно будет обратить взыскание.