Российская компания "Газпром" завершает переговоры с рядом западных партнеров по новой формуле разработки гигантского Штокмановского газового месторождения в Арктике
Nezgovorov Michael
Российская компания "Газпром" завершает переговоры с рядом западных партнеров по новой формуле разработки гигантского Штокмановского газового месторождения в Арктике. Как сообщает сегодня лондонская газета The Financial Times, "Газпром" изменил концепцию проекта и сейчас готов напрямую привлечь в него крупнейшие западные нефтяные компании.

Позиции "Газпрома" смягчились - прежде его управляющие заявляли о том, что компания намерена самостоятельно разрабатывать Штокмановский проект, расположенный на морском шельфе, с привлечением западных партнеров только в качестве субподрядчиков.

Среди компаний, с которыми сейчас руководство "Газпрома" ведет переговоры, издание называет норвежские Statoil и Norsk Hydro, французскую Total и американскую ConocoPhilips. Стоимость проекта по разработке Штокмановского месторождения оценена в 20-30 млрд долларов.

Как заявил The Financial Times в Лондоне в минувшие выходные заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, "Газпром" ведет переговоры с иностранными компаниями о "новой модели" сотрудничества, которая "позволит иностранным партнерам разделить экономический эффект от проекта, и взять на себя долю коммерческих и финансовых рисков".

Он добавил, что добыча газа на Штокмановском месторождении начнется в 2013 году. Он также сообщил, что проект отныне включает и производство сжиженного газа, что позволяет поставлять его на рынок США. Ранее "Газпром" планировал поставлять газ со Штокмановского месторождения только по газопроводу в Европу.

Штокмановское месторождение находится больше чем в 500 километрах от северного побережья России, и залегает в 350 метрах под водой. Арктические условия усложняют добычу газа; не в последнюю очередь из-за угрозы айсбергов. Потенциал месторождения, однако, огромен: 3,2-3,7 миллиардов кубометров газа, этого достаточно, пишет газета, для работы всей газовой промышленности России в течение шести лет.