Когда американской экономике грозит стагнация, зона евро находится в состоянии квазистагнации, а китайская банковская система вызывает беспокойство (в результате ипотечного кризиса Банк Китая потерял больше 7 млрд долларов), Россия кажется зоной стабильности и экономического роста.
Кризис не коснулся российских банков, считает ведущий научный сотрудник Высшей школы социальных наук в Париже Жак Сапир в своей статье в Le Figaro (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Рост ВВП – 7,5%, а в производящих отраслях промышленности – 10%. Реальные показатели потребительского спроса выросли на 14%, инвестиции – на 22%. Даже при экономическом спаде в США и замедлении экономического роста в Китае снижение цен на углеводороды будет незначительным, при том, что российские резервы превышают 480 млрд долларов. Парадоксально, но именно из-за этой благоприятной ситуации над Россией нависла угроза.
Спекулятивный финансовый сектор может обратить свой взор на Россию, что повлечет за собой массивный приток капиталов. Это может привести к резкому росту курса рубля и тем самым подорвет конкурентоспособность промышленности.
Если ЦБ РФ решит вмешаться, ему придется усиленно скупать доллары, чтобы стабилизировать обменный курс и выбросить на рынок избыточное количество ликвидных средств, доведя инфляцию до 15-18% против нынешних 12%.
К счастью, есть два решения. Прямо сейчас следует – как в 1997 году в Чили – возобновить контроль за краткосрочными капиталами. Доказано, что их эффективность не влияет на движение инвестиций в долгосрочной перспективе.
Необходима также агрессивная инвестиционная политика, за которую ратовали сами российские власти на "Форуме Россия", проходившем 30-31 января в Москве. Инвестиции, направленные на увеличение производительности и эффективности российской экономики, постепенно сгладили бы последствия ревальвации рубля.
Таким образом Россия сможет противопоставить опасности стагнации и рецессии свой существенный вклад в мировую экономическую стабильность. Экономическое развитие России уже принесло чрезвычайно положительный эффект.
Новые перспективы могли бы открыться перед европейскими производителями, особенно в сфере промышленного оборудования и технологий эффективного использования энергии. За европейскими инвестициями в России (Renault и "Автоваз", Alenia и "Сухой") последуют инвестиции российских национальных фондов в европейские предприятия.
Нынешний кризис – кризис финансового и экономического лидерства американцев. Политика европейского Центробанка и предрассудки Еврокомиссии лишают ЕС способности действовать. Партнерство с Россией, инициированное Парижем, Берлином и Римом, позволило бы повлиять на ход кризиса и воссоздать условия для долгосрочного развития в Европе.