Жители стран, куда стремятся мигранты, часто относятся к этому негативно: якобы рост числа иностранцев повышает расходы бюджета и налоговую нагрузку на коренное население, увеличивает безработицу и снижает средний уровень зарплат.
Эти страхи преувеличены, доказывают авторы доклада ООН "Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие". Развитые страны и правда тратят на иностранцев значительные суммы, но их доля в госрасходах невелика. Так, Швеция потратила в 2003 году на обеспечение мигрантов 1,1 млрд долларов, или 2,3% социальных расходов бюджета.
Кроме того, расходы на приезжих, если они направлены на их интеграцию в местный рынок труда и не воспитывают иждивенческих настроений, довольно быстро окупаются. Исследование английских ученых Paving Their Way: The Fiscal Contribution of Immigrants in the UK показало, что на жителей Британии, родившихся за ее пределами, приходится 10,2% собранного подоходного налога, хотя это всего 8,7% населения.
Занятость мигрантов более гибкая, чем у местных жителей: они приезжают на новые рабочие места в период экономического роста и нередко возвращаются домой, потеряв работу. Массированный приток рабочей силы после вступления ряда стран Восточной Европы в ЕС не привел к вытеснению местных работников и росту безработицы.
Мигранты приняли на себя первый удар рецессии: доля безработных среди них значительно выше, чем среди местных жителей. Эта тенденция проявилась и у гастарбайтеров из стран СНГ, трудившихся в России.
Опасения безработицы и высокой конкуренции на рынке труда обоснованны лишь в том случае, когда местные жители не обладают высокой квалификацией и активно заняты в сером секторе. Как правило, рынки труда для местных жителей и мигрантов дополняют друг друга. Мигранты занимают вакансии, не заполняемые из-за малой зарплаты и низкого престижа. Даже значительный — на 10% — рост числа гастарбайтеров снижает заработки всего на 0,7%, считают авторы доклада ООН.