Как выяснилось в ходе разбирательств, Круглов, который с 1992 по 1998 год возглавлял таможню России, является долларовым мультимиллионером и владельцем нескольких офшоров.
Как следует из вынесенного во вторник судебного решения, перевод которого цитирует "Интерфакс", Круглов заработал свое состояние, сумев "использовать свое положение в период распада СССР для извлечения прибыли из реорганизации таможенной администрации - как через членов семьи, оперировавших частными таможенными терминалами, так и посредством предоставления консультационных услуг компаниям в условиях стремительно менявшихся правил".
В ходе перекрестного допроса прозвучал "ясный намек" на то, что законность происхождения средств семьи Круглова сомнительна, и это вызвало возмущение экс-начальника ГТК, пишет судья. Его ответы на вопросы по этой теме тем не менее не показались судье вполне откровенными, говорится в документе.
После отставки в 1999 Круглов попросил Урса Хенера, возглавлявшего тогда отделение британского банка HSBC, помочь вложить за рубежом деньги своей семьи, "не привлекая внимания", рассказывают "Ведомости".
В Лихтенштейне были зарегистрированы несколько фондов, на счета которых поступило более 30 млн долларов. Хенер получил все полномочия по инвестированию средств. Но как оказалось, он был банкиром не только Круглова, но и девелопера Шалвы Чигиринского. Чигиринский в 2001 году попросил Хенера помочь найти 14 млн долларов для покупки виллы Maria Irina на Лазурном берегу.
Банкир без ведома Круглова выделил деньги из фонда. Позже Чигиринский получил еще несколько кредитов из того же источника. Во время кризиса у Чигиринского начались финансовые проблемы, и кредит, взятый у Круглова, оказался фактически необеспеченным.
Виллу во Франции Чигиринский по досудебному соглашению с Sibir Energy продал ее дочке Maritime Villa Holdings за 70 млн евро. Но фонд Круглова через Лондонский суд требовал отменить продажу.
Незадолго до этого супруга Хенера сообщила Круглову о разбирательстве между Sibir и Чигиринским и посоветовала надавить на компанию, с тем чтобы в ходе процесса не всплыла информация о нем как о бенефициаре офшоров. Круглов попросил своего друга (в материалах суда он обозначен как "мистер Мотылев"; возможно, речь идет об Анатолии Мотылеве, бывшем владельце банка "Глобэкс", в совет директоров которого в свое время входил Круглов, предполагает "Интерфакс") помочь разобраться в ситуации.
Лондонский судья Питер Рот постановил оставить виллу за "дочкой" нефтяной компании, одновременно подтвердив право Круглова истребовать задолженность по этому активу.
Сейчас вилла Maria Irina является одной из самых дорогих резиденций в мире и оценивается в четверть миллиарда евро.