По информации журналистов, в среду в ходе частной встречи в Вене представители ОПЕК обсуждали улучшение основных показателей спроса и предложения. Два представителя государств, поддержавших "заморозку" нефтедобычи в прошлом месяце, подтвердили агентству, что в связи с изменениями на рынке идея с заморозкой нефти более неактуальна.
При этом ОПЕК еще предстоит ответить на запрос Венесуэлы, которая инициировала приглашение на предстоящий июньский саммит участников последней встречи по заморозке добычи.
На этой неделе, отметим, стало известно, что страны, входящие в ОПЕК, по итогам апреля увеличили добычу нефти в среднем на 1,5% в день.
В апреле, после провала переговоров по заморозке нефтедобычи министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада заявил, что ситуация на рынке нефти улучшилась по сравнению с февралем, когда Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар выступили с инициативой по заморозке добычи.
Ас-Сада также выразил надежду, что цены на нефть будут реагировать на фундаментальные факторы, а не на итоги встречи. "Фундаментальные факторы рынка улучшаются, и эта тенденция связана со снижением добычи нетрадиционной нефти и сокращением инвестиций", - добавил он.
Министр нефти Нигерии Ибе Качикву ранее сообщил, что следующая встреча в том же формате может состояться ближе к лету. "Вероятно, мы продолжим консультации в июне в Вене. Думаю, ОПЕК должна сначала решить свои внутренние проблемы. Встреча в Вене сначала пройдет с участием стран ОПЕК, а потом к ней присоединятся другие производители", - отметил он.
Вопрос о том, стало ли причиной провала переговоров политическое противостояние Саудовской Аравии и Ирана, Качикву оставил без комментариев. В то же время он подчеркнул, что будущее ОПЕК - в принятии решений по принципу большинства голосов, а не единогласно.
Спустя несколько дней председатель меджлиса (нижней палаты парламента) Исламской Республики Иран Али Лариджани заявил, что его страна предлагает инициаторам "заморозки" объемов добычи нефти первыми пойти на такой шаг в отношении своих квот в рамках ОПЕК. "Пусть инициаторы заморозки объемов свою квоту заморозят, - указал он. - Они же не могут игнорировать предыдущие правила".
"Те страны, которые предлагают этот шаг, и должны первыми заморозить свою квоту на добычу, а не вспоминать о том, что наша квота была 2 млн баррелей в день, - подчеркнул Лариджани. - Мы полны решимости выбирать свою квоту, и если мы захотим все вместе принимать решения в ОПЕК, то нельзя на Иран сначала давить, а потом, в условиях давления, сказать: "Замораживайте свою добычу".
Представители Ирана и ранее не скрывали, что готовы рассмотреть решение о заморозке нефтедобычи только после того, как выйдут на досанкционные показатели в 4 млн баррелей в сутки.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак позднее рассказывал, что документ о заморозке действительно был подготовлен и согласован, однако перед самым началом встречи некоторые страны-экспортеры изменили свою позицию.
Также выяснилось, что провалу переговоров поспособствовал саудовский принц Мухаммед бен Салман, оттеснивший на второй план министра нефти. За несколько часов до начала встречи он позвонил делегатам Саудовской Аравии и велел им возвращаться домой.
Делегаты не уехали, но после этого переговоры были обречены. Теперь принц Мухаммед попытается придать новый размах усилиям Саудовской Аравии, направленным на сохранение доли на нефтяном рынке. Кроме того, королевство приняло амбициозную программу избавления от нефтяной зависимости.