председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник
Архив NEWSru.com

Федеральная служба по финансовому мониторингу предложила Госдуме восстановить контроль за крупными расходами россиян. На этот раз надзор за сделками вводится не для пополнения казны, а для борьбы с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма.

Соответствующие поправки в закон о противодействии отмыванию денег внес на рассмотрение депутатов председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник. Законопроект Резника вводит контроль за сделками с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей. Государство также будет контролировать беспроцентные кредиты, выданные гражданам или организациям на сумму свыше 600 тысяч рублей, покупку гражданином ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на сумму свыше 600 тысяч рублей.

Информация об этих операциях должна стекаться в финразведку, а сообщать о своих клиентах придется не только банкам, как сейчас, но также страховым, трастовым и лизинговым компаниям, адвокатам, риэлторам, продавцам драгоценных камней и драгметаллов, юристам, нотариусам, бухгалтерам и казино. Информировать органы они будут обязаны "при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции... осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".

"Ведомостям" в службе по финансовому мониторингу пояснили, что законопроект действительно разработан у них, а вносится через депутата, "чтобы не затягивать процесс принятия". В утверждении поправок мало кто сомневается.

"Ради общей безопасности придется смириться с тем, что жизнь каждого человека находится под контролем", - говорит зампред банковского комитета Думы Павел Медведев. Он пообещал, что депутаты "детально изучат законопроект", прежде чем его утвердить, "чтобы не допустить болезненных последствий".

В Минфине пояснили, что в настоящий момент ведомство выступает против ужесточения фискального контроля за крупными расходами граждан. Однако и это не является препятствием к принятию этого законопроекта, ведь, по мнению чиновников, между налоговым контролем и антиотмывочным есть существенная разница. Формально КФМ просто проверит, не имеет ли сделка отношения к финансированию наркоторговли и других преступлений или терроризму. Если нет, информация о налогоплательщике будет похоронена в стенах КФМ - разглашать полученные данные финразведка не может.