Реформа, которую в 2002 году возглавил тогдашний руководитель Пенсионного фонда России, а ныне глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, заключаются в том, что пенсию разделили на три части: базовую, страховую и накопительную.
На последнюю была особая надежда: 2-6% от зарплаты могут по желанию работника быть переданы в управление государственной управляющей компании, функции которой взял на себя Внешэкономбанк, одной из частных компаний или негосударственному пенсионному фонду (НПФ).
Эти деньги должны инвестироваться в ценные бумаги и прирастать. В этом, собственно, и должен состоять взаимный интерес управляющей компании и будущего пенсионера. Поэтому ожидалось, что доля базовых и страховых отчислений будет снижаться, а процент накопительных, наоборот, расти. Поначалу средства от граждан выразили желание принимать 55 частных компаний. Но россияне нанесли первый и очень чувствительный удар по реформе. Они ее попросту проигнорировали.
По итогам 2002-2004 годов подавляющее большинство россиян отказались делать выбор, а значит, их накопления автоматически перешли под управление государственного ВЭБа. Так, по данным ПФР, общая сумма пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление, составила 177,3 млрд рублей, из них более 170,1 млрд рублей получил госбанк.
То, что большая часть денег контролируется одним государственным игроком, противоречит самой сути реформы. Хранение денег в ВЭБе не отличается от работы ПФР, считают специалисты. Среди основных причин провала эксперты называют неэффективную информационную политику и слишком сложную процедуру перехода к негосударственному пенсионному обеспечению.
Понимая, что большой объем денежных средств, скопленных в государственной компании, может в течение нескольких лет привести к кризису реформы, Минфин, МЭРТ и Федеральная служба финансовых рынков (ФСФР) решили все-таки передать деньги госпенсионеров под управление частной компании.
В рамках этой инициативы подготовили конкурс среди частных управляющих компаний, которые получили бы возможность управлять пенсионными деньгами. 29 мая этого года ФСФР объявила о начале приема заявок на участие в конкурсе. Однако в понедельник ведомству пришлось признать его несостоявшимся - желающих не нашлось.
По мнению экспертов, виновато в провале важнейшей социальной реформы, государство, которое не смогло объяснить своим гражданам полезность и необходимость такой реформы, а также опасность неучастия в ней.
По словам пресс-директора Института национального проекта "Общественный договор" Олега Комаровского, "пенсионному фонду было выделено 5 млн долларов на информационную кампанию, из которых он не освоил ни копейки. Молодое население, для которого и начинали реформировать пенсионную систему, совершенно не представляет, что им уже сейчас нужно задумываться о пенсии. Они не знают, что их накопления лежат в ВЭБе, не знают, как он ими управляет, насколько они преумножаются или, наоборот, уменьшаются, выгоднее было бы отнести их в УК или нет".
В такой ситуации частные управляющие компании ничего не могли сделать - информационный фон вокруг реформы был негативный, и создали его сами авторы и исполнители.
А тем временем, по словам специалистов, пенсионная реформа остро необходима. В ближайшее время на пенсию начнут выходить люди, на которых не будут распространяться льготы, повышающие пенсии.
Экс-министр труда и социального развития РФ, а ныне депутат Госдумы Оксана Дмитриева объясняет проблему: "Очень скоро на пенсию начнут выходить люди, у которых не будет льгот. Они не ветераны войн и труда, не инвалиды, не узники, и снижение пенсий будет для них гораздо ощутимее, чем для сегодняшних пенсионеров. Такая ситуация грозит социальным кризисом. Единственный способ не допустить его - отказаться от обязательной накопительной системы".