Как напоминает "Коммерсант", идея создания нефтяного резерва обсуждается давно, хотя у проекта больше противников, чем сторонников.
В июне 2008 года - в период взлета нефтяных цен - вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэкономразвития, Росрезерву и Минэнерго проработать вопрос о поставках нефти и нефтепродуктов для госнужд, в том числе с возможностью использования товарных интервенций.
На совещании в основном рассматривался опыт стран, имеющих подземные хранилища нефти в соляных пластах.
Глава Росрезерва Александр Григорьев не раз заявлял, что стать заметным игроком на нефтяном рынке и влиять на цены Росрезерв сможет, если объем резерва составит не менее 5 млн тонн нефти. Вопрос о способах хранения такого объема нефти остается открытым - нет соответствующего резервуарного парка.
Глава Роснедр Анатолий Ледовских пояснял, что использовать под хранилища законсервированные месторождения в российском климате невозможно. На декабрьской встрече с представителями ОПЕК в Алжире вице-премьер Игорь Сечин заявил, что "сейчас изучаются разные возможности" хранения нефти, упомянув использование резервов "Транснефти" и морских терминалов.
Представители компаний, в том числе государственных, отрицательно отнеслись к идее создания резерва. Даже представители "Транснефти", признав, что компания располагает резервуарным парком для хранения лишь 1 млн тонн нефти, не готовы предоставить их для хранения резерва.
Эксперты сомневаются в экономической обоснованности проекта нефтяного резерва. "Идея крайне непопулярна в отрасли. Если бы не кризис, к ней бы не вернулись", - полагает эксперт Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", не исключив, что при "наличии политической воли" госрезерв может быть создан без учета экономической целесообразности.