Заявление ЕС от 29 июля касается экспорта нефтегазового оборудования в Россию, для которого теперь будет требоваться предварительное одобрение, и в поставках будет отказано, если продукция предназначена для глубоководного бурения, добычи на арктическом шельфе или добычи сланцевой нефти. США и Канада ввели похожие санкции.
При этом, отмечает Fitch, российские компании имеют ограниченный опыт работы с нетрадиционными месторождениями, которые требуют специального оборудования и знания технологий, и все больше полагаются на совместные предприятия с западными компаниями для получения технологий и оборудования.
Среди компаний, участвующих в совместных предприятиях, - международные Exxon Mobil, Royal Dutch Shell и BP, нефтесервисные компании Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, а также российские компании "Роснефть", "Газпром нефть" и, в меньшей степени, "Лукойл", "Новатэк" и "Татнефть".
"Мы полагаем, что новые санкции и потенциал дальнейших мер снизят готовность западных компаний участвовать в новых проектах", - пишет международное агентство.
Методы повышения нефтеотдачи истощающихся пластов, которые используются на традиционных месторождениях, аналогичны технологиям добычи сланцевой нефти, а эта область является одной из основных целей санкций. По мере истощения месторождений в Западной Сибири и других зрелых месторождений крупные российские нефтегазовые компании переходят на разработку более сложных пластов месторождений.
Fitch отмечает, что в среднесрочной перспективе такие меры также, вероятно, приведут к откладыванию ряда более масштабных российских проектов, в частности на арктическом шельфе.
"Если санкции сохранятся в течение очень длительного времени, это может негативно сказаться даже на экономической целесообразности этих проектов, если Россия не сможет найти альтернативные источники технологий или разработать собственные", - подчеркивается в сообщении агентства. Вместе с тем отмечается, что влияние санкций в значительной степени будет зависеть от их конкретных формулировок и применения.