"Я впервые иду на судебное дело по газовым вопросам в связи с заключенными долгосрочными контрактами. Думаю, это будет первый такой опыт и для "Газпрома", что означает особую важность судебных слушаний для всех", - пояснил он.
Суть иска, как пишет "Коммерсант", в том, что Edison несет убытки, закупая российский газ по долгосрочным контрактам намного дороже, чем он стоит на рынке. Аналогичные претензии уже предъявляли другие европейские энергоконцерны, но в суды они до сих пор не обращались, надеясь договориться с "Газпромом".
Глава Edison рассчитывает убедить судей в том, что газ обходится компании намного дороже, чем его можно купить на бирже. Из-за этого Edison уже потеряла 37 млн долларов прибыли в третьем квартале.
С 1 октября в ЕС начался новый газовый год и ряд крупных концернов не смогли продать газ конечным потребителям, поскольку те изменили контракты и перешли на покупку газа на бирже.
Цена российского газа на границе Италии составляет 300-320 долларов за 1 тысячу куб. м, тогда как Катар поставляет СПГ по 240-250 долларов. Таким образом, разница между своповыми (биржевыми) сделками и долгосрочными контрактными составляет 60-70 долларов, и для Edison газ обходится дороже на 1,2-1,4 млрд.
"Газпром" уже серьезно ослабил позиции в Италии. Доля газа в энергобалансе страны составляет 40% (54% электроэнергии вырабатывается на газе). В 2009 году из 78 млрд куб. м потребленного газа только 8 млрд были добыты в Италии.
В первом полугодии Италия импортировала 39 млрд куб. м газа. Общий импорт вырос на 14%, но российского газа продано в стране на 41% меньше, чем в первом полугодии 2009 года, - 4,8 млрд куб. м. В результате доля России в объеме импорта Италии упала с 24 до 12%.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" отмечает, что разница между спотом и долгосрочными контрактами снижается и должна исчезнуть к 2013 году. Долгосрочные контракты, цены по которым не будут серьезно расти до 2015 года, сохранят свою роль как основа снабжения Европы", считает аналитик.
"До сих пор иски к "Газпрому" в международный суд подавали только Болгария и Словакия, но до рассмотрения не дошло. Потребители понимают, что, судясь с крупным поставщиком, можно одержать тактическую победу, но проиграть в стратегическом плане", - говорит он.