Объявляя о слиянии в эфире телеканала НТВ, глава правления "Газпрома" Алесей Миллер и президент "Роснефти" Сергей Богданчиков не упомянули, кем именно была одобрена схема слияния. Газеты утверждают, что выступить с заявлениями на телеэкранах глав двух компаний принудил лично президент России Владимир Путин. По данным "Коммерсанта", выступление готовилось к 12-часовому выпуску новостей "Первого канала", однако телевизионщики просто не успели.
В четверг на заседании правительства председатель правления газового концерна Алексей Миллер сообщил, что процесс слияния "Газпрома" и "Роснефти" завершится в течение нескольких месяцев.
"Коммерсант" прогнозирует, что в ближайшее время интрига будет развиваться вокруг двух болевых точек: поста президента "Роснефти" (который в "Газпроме" считают вовсе не обязательным, учитывая факт присоединения нефтяной компании) и "Юганскнефтегаза" (который "Роснефть" уже начала переделывать "под себя", когда выяснилось, что по утвержденной схеме "Юганск" будет отдельной компанией).
"Юганскнефтегаз" может стать настоящей головной болью для "Газпрома", которому придется переоформлять схемы поставок нефти в КНР, под которые "Роснефть" получила 6 млрд долларов для покупки бывшей "дочки" ЮКОСа. Пока непонятно, кто будет поставлять нефть в Китай по контракту - "Роснефть" под контролем "Газпрома" или же ЮНГ под контролем Сергея Богданчикова, а от этого зависит среднесрочная стратегия и "Газпрома", и ЮНГ на азиатском направлении.
Еще один немаловажный момент связан с тем, что "Юганскнефтегаз" неожиданно вышел из-под полного контроля государства. Выяснилось, что 25 февраля "Роснефть", по всей видимости не предполагавшая вчерашнего поворота событий, провела внеочередное собрание акционеров ЮНГ. На собрании в реестре акционеров компании числилась не только известная "Байкалфинансгруп", купившая 100% голосующих акций ЮНГ на аукционе, но и еще две структуры - ЗАО "Форпроект XXI" и ООО "Мега Альянс". Какой пакет акций сейчас принадлежит "Форпроекту" и "Мега Альянсу", неизвестно. Однако если "Форпроект" полностью контролируется дочерней компанией "Роснефти" "Сахалинморнефтегазом", то учредитель санкт-петербургского "Мега Альянса" ЗАО "Трансфер Инвест" - собственность неких физических лиц. Не исключено, что именно эти лица и являются пресловутыми "известными энергетиками", о которых в свое время говорил Владимир Путин как о покупателях "Юганскнефтегаза".
На этом же собрании "Юганскнефтегаз" одобрил продажу "Роснефти" в 2005 году 55 млн тонн нефти (около 90% всей добычи) по трансфертной цене около 100 долларов за тонну (текущая рыночная цена - около 230 долларов), а также привлечение беспроцентных займов от "Роснефти" на сумму 42 млрд рублей, поставку от нее материально-технических ресурсов на 16 млрд рублей и покупку у аффилированного с "Роснефтью" ООО "РН-Телепорт" услуг на 6,4 млрд рублей. Очевидно, что сделки заключались с расчетом на сохранение контроля "Роснефти" над ЮНГ. Но после перехода Сергея Богданчикова в ЮНГ и ожидаемой потери контроля над "Роснефтью" эти сделки становятся выгодными в первую очередь для "Газпрома", а ЮНГ делают сырьевым придатком газовой монополии на 2005 год.
Такое развитие событий вряд ли понравится "независимому" "Юганскнефтегазу". По данным "Ведомостей", Игорь Сечин, нынешний замруководителя администрации президента и председатель совета директоров "Роснефти", о котором вчера не было сказано ни слова, возглавит совет директоров "Юганска". Если информация подтвердится, то административный ресурс будет по-прежнему в распоряжении ЮНГ. Так что борьба будет продолжаться.
Британская The Financial Times отмечает, что Богданчиков и заместитель главы администрации президента Игорь Сечин считаются основными инициаторами атаки на ЮКОС. Между тем, возглавив "Юганскнефтегаз", Сергей Богданчиков станет руководить нефтяной компанией, которая в четыре раза больше "Роснефти". Интересно, что источник газеты объявил о том, что "Газпром" никогда серьезно не интересовался покупкой "Юганскнефтегаза", и это была целиком инициатива "Роснефти". (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)