Пока динамика обнадеживающая. До начала лета индекс РТС бурно рос (к началу июля прирост к январю составил 43,6%, за тот же срок в 2002 году - 42%) и преодолел психологические уровни в 400 и 500 пунктов, а затем и докризисные уровни 1997 года. Однако после задержания совладельца ЮКОСа Платона Лебедева 2 июля он за две недели рухнул на 14,3%.
Впрочем, когда администрация президента дала понять, что у властей претензии не к ЮКОСу, а лишь к его совладельцам, брокеры возобновили покупки. Сейчас, как пишут "Ведомости", оптимисты надеются на то, что разрешение МАПа на сделку слияния ЮКОСа и "Сибнефти", позволит российским акциям снова пойти в рост.
Аналитики считают, что решение антимонопольного ведомства свело риск отмены сделки к нулю и снизило политические риски фондового рынка. Алексей Казаков из "НИКойла" считает, что уже в середине сентября индекс РТС пробьет исторический рекорд в 571,66 пункта, а отметки 600 достигнет к середине осени. Руководитель аналитического отдела "Ренессанс Капитала" Роланд Нэш также считает, что индексу РТС достичь отметки в 600 пунктов весьма реально - и главной причиной этого, как обычно, станут высокие цены на нефть.
Их более осторожные коллеги, впрочем, заявляют, что для достижения 600 пунктов нужны довольно большие денежные средства инвесторов, которые могут появиться на рынке лишь через год-полтора.
Присутствуют на рынке и откровенные пессимисты. "Далеко не у всех акций есть потенциал роста, - говорит содиректор Brunswick UBS Денис Родионов. - Большинство российских эмитентов уже полностью оценены инвесторами".
Родионов считает, что все события, которые в теории должны способствовать росту котировок ценных бумаг, давно уже заложены в нынешних ценах российских акций. "Присвоение России инвестиционного рейтинга уже заложено в ценах российских еврооблигаций, - говорит он. - Пенсионная реформа, конечно, увеличит объем рынка, но не приведет к росту цен". К тому же, добавляет Родионов, некоторые иностранные инвесторы сейчас уходят с российского рынка. "Они идут на рынки латиноамериканских стран, недавно переживших финансовый кризис, - в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, - отмечает он, - в расчете на то, что там можно сыграть на восстановлении".