Конкурентные преимущества страны заключаются в природных ресурсах и неторгуемых секторах, а большинство перерабатывающих отраслей, которые в развитых странах становятся драйвером роста, отстает, цитирует исследование "Финмаркет".
Белоруссия заразилась "голландской болезнью" от России и смогла это сделать в уникальных условиях - в отсутствие положительного сальдо торгового баланса. Даже девальвация 2011 года не смогла ее вылечить, утверждают эксперты.
С 2003 года по 2012 год средние темпы роста белорусской экономики составили 7,1% в год, а в "сытые" годы - до 2008-го он был еще выше - 9,5%.
Такие показатели вызывают сомнения: все-таки Белоруссия - страна с доминирующей госсобственностью, централизованной системой распределения ресурсов, задавленного правительством рынка и отсутствием инфраструктурных реформ.
Как пишут экономисты, рост действительно был, но Белоруссия вовсе не была стремительно растущей переходной экономикой, где фактором роста были рыночные реформы.
Самым простым объяснением может быть нестандартный рост производительности благодаря "искусственным" инъекциям России в белорусскую экономику: дешевому газу, особым схемам продажи нефти, преференциям на российском рынке. Трудность в том, что вклад этих искусственных факторов трудно отделить от естественных.
Экономисты BEROC решили самостоятельно оценить стоимость капитальных вложений в белорусскую экономику. Их расчеты показывают, что лидеры роста производительности труда в Белоруссии - это либо отрасли, которые производят нерыночные товары (связь, финансы, строительство), либо те, на которые влияет "искусственное повышение производительности" с помощью России, - химическая и нефтехимическая промышленность, производство топлива.
Общая картина в исследовании выглядит следующим образом: отрасли, производящие торгуемые товары, страдают от отсутствия прогресса в производительности, то есть теряют свои конкурентные преимущества.
Усовершенствования общей производительности проводятся в основном за счет "искусственного повышения", которое позволяет внутренним ценам расти, что создает иллюзию роста производительности промышленности. Все вместе эти симптомы очень похожи на "голландскую болезнь".