По состоянию на 1 ноября 2006 года фонд оценивается более чем в 76 млрд долларов. Это около 8,4% ВВП и даже больше, чем до погашения долга Парижскому клубу. По словам министра финансов Алексея Кудрина, все средства находятся в зарубежных активах. За исключением 153 млрд рублей, поступивших во второй половине октября, которые еще не были конвертированы и размещены. Приблизительно 45% средств номинированы в долларах, 45% - в евро и 10% в фунтах.
По оценкам Алексея Кудрина, которого цитирует газета "Ведомости", на 31 октября доходность стабфонда составила 5,6% годовых в долларах. В официальном заявлении Минфина, которое приводит "Интерфакс", доходность оценивается еще выше – в 6,54% годовых в долларах.
По мнению представителей Минфина, таких хороших результатов удалось добиться благодаря "правильно сформированной" структуре портфеля, которую чиновники держат в секрете. Независимые эксперты согласны с правительственным лишь отчасти. Это очень хорошие цифры, но доходность в рублях гораздо ниже, полагают специалисты. Она может составлять около 3%. По мнению российских аналитиков, России повезло с моментом размещения средств стабфонда, однако добиваться таких результатов всегда будет весьма непросто.
Однако теперь у Минфина появился веский аргумент в пользу того, что достаточно размещать средства стабфонда в менее доходных, но стабильных гособлигациях через ЦБ, а не делить его на две части и передавать частным управляющим компаниям. В любом случае частные управляющие не дадут гарантий существенно большей доходности, а риски выше. Поэтому замруководителя аппарата правительства Михаилу Копейкину, главному стороннику размещения средств стабфонда в акциях, будет весьма непросто доказывать свою позицию.
Оценивая доходность российского стабфонда, журнал Smart Money приводит сравнения с разными инструментами и фондами. Если бы российские нефтедоллары были вложены в отечественные "голубые фишки", то с июля по октябрь они вместе с индексом РТС подорожали бы на 7,5% (то есть более 20% годовых). Впрочем, и терять более 10% за месяц российскому фондовому рынку не привыкать, поэтому он никак не может быть инструментом для инвестиций госсредств.
Норвежский пенсионный фонд Global, куда поступают экспортные доходы скандинавского королевства, в опубликованном отчете за II квартал 2006 года, сообщил об отрицательной доходности своих инвестиций - минус 1,55% годовых. При этом стоит отметить, что норвежский фонд работает как раз именно по схеме так называемых "консервативных инвестиций", за которую выступает Михаил Копейкин - только на 20% он вложен в гособлигации, остальное - примерно поровну в акциях и облигациях частного сектора.
Так что можно сказать, что пока для российского стабфонда все складывается наилучшим образом. Однако, как полагают эксперты, полностью отказываться от идеи вложения в корпоративные ценные бумаги не стоит. Ведь это не только возможность заработать на фондовом рынке больше, чем на долговом, но и дополнительная страховка от дешевой нефти, ведь акции компаний несырьевых секторов на фоне падения цен на топливо, наоборот, растут в цене. Однако вложения в акции требует гораздо большего профессионализма и накладывают больше ответственности на управляющих.