В прошлом году, по данным Федеральной налоговой службы, доходы Русской православной церкви от проведения обрядов, продажи религиозной литературы и символики составили 4,6 миллиарда рублей
Russian Look
В прошлом году, по данным Федеральной налоговой службы, доходы Русской православной церкви от проведения обрядов, продажи религиозной литературы и символики составили 4,6 миллиарда рублей. При этом в 2011 году выручка РПЦ по этим статьям была втрое меньше и составляла 1,47 миллиарда рублей, сообщает ИА "Финмаркет" со ссылкой на газету "Известия".

Самыми набожными, или, возможно, самыми щедрыми, прихожанами оказались петербуржцы. За 2013 год в храмах Северной столицы они потратили 2,9 миллиарда рублей. На втором месте Москва - 800 миллионов, третье место по церковным доходам занимает Вологодская область с 327 миллионами рублей.

Кроме того, как отмечает РБК, ежегодный доход РПЦ от пожертвований из других источников составляет 3,4-5 миллиардов рублей.

В Русской православной церкви такой рост доходов связывают с увеличением количества прихожан. По мнению экспертов, в значительной мере интерес людей к вере подогревают и многочисленные резонансные акции, широко освещаемые СМИ: привоз в Россию православных реликвий и святынь.

Издание отмечает, что часть заработанного РПЦ вкладывается в различные бизнес-проекты, включая оптовую и розничную торговлю, строительство, импорт иномарок, ресторанный и гостиничный бизнес, сельское хозяйство. При этом, по данным издания, все подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия приносят до 600 миллионов рублей в год, а стоимость этих активов приближается к 2,3 миллиарда рублей.

Летом 2012 года Общество защиты прав потребителей подавало на РПЦ в суд за несоблюдение установленных правил торговли. По мнению юристов организации, храм Христа Спасителя в Москве превратился в настоящий бизнес-центр, в котором торгуют чем угодно, но при этом без документов и оплаты налогов.

В материалах иска говорилось, что на территории храма имеются действующая автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная автостоянка, столовая, химчистка, торговые ларьки и павильоны, реализующие ювелирные изделия, сувениры, посуду, столовые приборы, швейные изделия и другие потребительские товары. В ответ на обвинения общественников глава пресс-службы РПЦ Владимир Вигилянский тогда заявил, что храм находится в ведении правительства Москвы, а не церкви, которая фактически является арендатором только трети помещений.

Иск был отклонен, так как суд удовлетворило объяснение церковников, что товары на территории храма предоставляются бесплатно, а плата за них является добровольным пожертвованием.

Руководитель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин уже не раз высказывался по теме "материальные блага и Церковь". Так, три года назад он, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, подробно объяснил, зачем Русской православной церкви нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Он выразил убеждение, что все это внешнее богатство необходимо, чтобы "отражать общественный престиж Церкви".

"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным", - сказал тогда председатель ОВЦО.