Президент Венесуэлы Николас Мадуро предложил трансформировать Форум стран-экспортеров газа ФСЭГ в организацию наподобие Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), а другой коллега Путина - президент Ирана Махмуд Ахмадинежад - объявил, что существует некая группа, за которой "с прошлых времен тянется шлейф периодов колониализма".
По словам Ахмадинежада, данная группа своим монопольным господством над центрами принятия мировых политических и экономических решений навязала большинству государств "масштабную дискриминацию. "Сегодня нужно с помощью друг друга освободить от монополии международную жизнь", — подчеркнул он, указав на необходимость создать условия "для общего и справедливого участия в этом деле".
Путин, впрочем, намерения создавать картель и вступать в картельные сговоры, как выяснилось, вовсе не имеет. Форум, по его словам, создавался "исключительно как экспертная площадка для обмена информацией, для выработки единых принципов и подходов".
Кремль на страже газового бизнеса
Президент России назвал попытки отвязать контрактные цены на продукт от стоимости нефти серьезным вызовом странам-экспортерам. В последнее время, по словам Путина на Втором саммите Форума стран – экспортеров газа, открывшемся в Москве в понедельник, позиции газа на глобальном рынке серьезно укрепляются, однако при этом возрастает давление на страны-экспортеры.
Путин при этом обратил внимание на факты введения странами-потребителями дискриминационных ограничениях в отношении поставщиков природного газа и назвал нормы "третьего энергопакета" Евросоюза нецивилизованными.
"Мы считаем, что это абсолютно нецивилизованный способ общения с партнерами, мы прямо об этом и постоянно говорим нашим европейскими друзьям", - сказал он на пресс-конференции по итогам первого дня саммита Форума стран-экспортеров газа в Москве.
"Вижу в этом серьезный вызов для всех нас. Прежде всего речь идет о попытках продиктовать экономически неприемлемые для производителей условия поставок трубопроводного газа. О желании изменить принципы поставок газа на основе долгосрочных контрактов, отвязать контрактные цены от стоимости нефти и нефтепродуктов как рыночного ценового индикатора. Снизить уровень обязательных к отбору объемов газа", - подчеркнул он.
По его мнению, проводники такой политики зачастую не понимают, что отказ от базовых принципов долгосрочных контрактов не только наносит удар по производителям газа, но и обернется серьезными издержками и в конечном счете подорвет энергетическую безопасность самих стран-покупателей.
Как считает глава российского государства, долгосрочные контракты на поставку газа и принцип "бери или плати" в совокупности обеспечивают окупаемость капиталоемкой газовой отрасли с длинными инвестиционными циклами, а значит обеспечивает устойчивое опережающее развитие энергетической базы глобальной экономики на перспективу.
Кроме того, Путин призвал "проводников такой политики" не забывать, что увеличение доли газа в энергобалансе позволяет значительно снизить воздействие на окружающую среду, а также улучшить экологическую ситуацию.
"Не надо забывать, что использование газа также является ответом на другой глобальный вызов. Увеличение доли газа в энергобалансе позволит значительно снизить воздействие на окружающую среду, улучшит экологическую ситуацию", — сказал Путин, выступая на рабочем заседании второго саммита Форума стран-экспортеров газа.
При этом он подчеркнул, что за энергетическую и экологическую безопасность надо платить. Речь, по его словам, идет о рыночных отношениях без всякой примеси политизации вопроса.
Напомним, ФСЭГ со штаб-квартирой в Катаре объединяет 11 газодобывающих стран, это Алжир, Боливия, Экваториальная Гвинея, Египет, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. На их долю приходится 70% доказанных запасов газа в мире и около 44% мирового экспорта. Его часто называют "газовой ОПЕК", по аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти.
"Третий энергетический пакет" был разработан Еврокомиссией с целью "расширения конкуренции на европейском энергетическом рынке". Он, в частности, требует от действующих в Европе энергокомпаний отделить свои добывающие и производящие активы от транспортных линий электропередачи или трубопроводов и передать эту инфраструктуру независимым компаниям- операторам.
Неактуальный сланец
Касаясь добычи сланцевого газа в РФ, то этот вопрос "для нас пока не актуален", заявил президент РФ, добавив, что "если будут расти и улучшаться технологии, то мы для себя не исключаем такой возможности".
"Действительно в США активно развивается добыча газа из сланцев. Но обращаю ваше внимание на то, что в позапрошлом году рост добычи сланцевого газа в США был где-то на уровне 84 проц, а в прошлом году только 9 проц - это тоже о чем-то говорит", - сказал Путин. "Может быть, наши американские партнеры вышли на определенную полку, как говорят нефтяники, и что будет с этим дальше, пока не понятно", - добавил глава российского государства.
Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что добыча сланцевого газа в пять раз дороже, чем добыча обычного газа.
"В третьих, у России достаточно возможности и для развития сланцевого газа, и для добычи его обычным способом", - сказал Путин, заметив, что Россия является лидером в мире по запасам этого ресурса.
Говоря о том, может ли США выйти со своим сланцевым газом на мировые рынки, Путин сказал, что "если выйдут, то скорей всего с очень небольшим объемом, который на глобальный рынок не повлияет". "Поэтому нас это не беспокоит, а если и беспокоит, то только по соображениям защиты окружающей среды, потому что добыча сланцевого газа - это варварский способ добычи минеральных ресурсов", - подчеркнул Путин.
Нужно уметь договариваться
Отвечая на вопрос о возможности снижения цен на газ для Европы, президент РФ указал, что даже мировой экономический кризис - не повод, чтобы действовать нерыночным способом.
"Можно получить выигрыш мировой экономике на каком-то маленьком отрезке вперед. Но потом все может вернуться в самом худшем варианте. Если сегодня занизить цены на газ, то это значит ограничить производителей в инвестициях, в будущее, в новые проекты. Если сегодня они этого не сделают, то завтра это будет причиной для ограничения роста мировой экономики. Этого нельзя допустить. Это должны все понять", - сказал российский лидер.
Отвечая на вопрос американского журналиста, возможно ли установление каких-то более "гибких контрактов, гибких цен, гибких сроков" на поставки российского газа в Европу, Путин указал, что "все эти разговоры начинаются тогда, когда спотовая цена оказывается ниже цен по долгосрочным контрактам".
"Но в первом квартале этого года спотовая цена превысила цену по долгосрочным контрактам, и все разговоры о необходимости изменения принципов ценообразования ушли", - отметил российский лидер.
"Просто необходимо уметь договариваться. Мы готовы к этим переговорам, просто не хотим, чтобы какие-то решения принимались в одностороннем порядке".
По его мнению, привязка цены газа к цене на нефть на сегодняшний день является "самой справедливой и самой рыночной"